Как «крылатые» братья научили людей летать?

Мир

“Они наверняка станут уголовниками”, — именно так нелестно отзывались учителя начальной школы в Индиане о двух мальчишках — Уилбере и Орвилле Райте. Дети действительно не проявляли усердия в учёбе и, чего греха таить, были истинными сорванцами. Но, если бы их преподаватели могли видеть будущее, то они не стали бы столь категорично оценивать братьев. Что же известно об изобретателях, которых так не любили учителя? И каким было их первое воздушное судно?

Мечта из детства

В 1878 году епископ Милтон Райт привёз из очередной поездки подарок для своих сыновей Уилбера и Орвилла. Это был игрушечный “вертолёт”, простое устройство, которое могло свободно летать по воздуху. Мальчикам настолько понравилась эта “интересная штука”, что они готовы были играть с ней сутки напролёт. Когда же устройство сломалось, юные Райты сумели сделать собственный миниатюрный летательный аппарат. Как позднее вспоминали братья, именно тогда в них проснулся интерес к авиации.

Орвилл Райт в возрасте 4 лет
Орвилл Райт в возрасте 4 лет

Как многие гении, братья Райт не были усердными учениками. Они даже не смогли получить диплом об окончании средней школы. А совсем скоро Уилбера ожидала серьёзная неприятность. Во время игры в хоккей, который парень так любил, он получил травму лица. И хотя повреждения были незначительными, Уилбер потерял передние зубы, из-за чего на долгое время замкнулся в себе. Он решил не поступать в университет, а стал работать вместе с младшим братом.

Интерес к технике и врождённые таланты быстро сделали Уилбера и Орвилла известными мастерами. В 1892 году братья Райт уже открыли мастерскую по ремонту велосипедов, а всего через четыре года стали выпускать свои собственные, которые украшал знак торговой марки братьев Райт. Но это было далеко не главным делом жизни этих двух талантливых людей. На деньги, вырученные от продажи велосипедов, молодые исследователи занимались разработкой аппарата, который смог бы покорить воздушное пространство при этом был бы управляемым.

Риск и цель

Братья понимали, что их мечта не так уж недостижима. Из местных газет они узнали о запуске беспилотного аппарата с двигателем, и это событие уже было прорывом в мире авиации. Однако испытания, связанные с планёрами, где требовалось присутствие пилота, часто завершались трагически. Так, например, в августе 1896 года во время полёта на своём аппарате погиб Отто Лилиенталь. Казалось бы, это происшествие должно было охладить пыл братьев Райт, но они стали продолжать свою работу над созданием первого “самолёта”.

Конечно, ошибки прежних испытателей будущие авиаторы учитывали в первую очередь. Главной задачей они считали создание управляемого аппарата с двигателем, который мог бы преодолевать значительное расстояние по воздуху. Как показало время, изыскания неопытных Райт и их расчёты были более точными и верными, нежели у маститых профессионалов. Дело в том, что Уилбер и Орвилл стремились найти соответствие между подъёмной силой и мощностью двигателя. Их опытные коллеги считали, что достаточно просто использовать мощный двигатель. Следствием такой ошибки были трагедии — гибель пилотов.

Кроме того, Уилбер, с детства грезивший о полётах, а потому часто наблюдавший за птицами, заметил одну интересную особенность. Чтобы изменить траекторию движения по воздуху, многие птицы изменяли угол наклона своего крыла. Посоветовавшись, братья Райт решили, что этот аспект можно использовать и в летательном аппарате.

Уилбер Райт и Поль Зенс, знаменитый французский летчик, готовятся к полету вдвоем в Ле-Мане, Франция, 16 сентября 1908 года.
Уилбер Райт и Поль Зенс, знаменитый французский летчик, готовятся к полету вдвоем в Ле-Мане, Франция, 16 сентября 1908 года.

Планёр и первый самолёт

Свой первый крупный планёр братья испытали в 1902 году, но тогда назвать его “самолётом” было нельзя — он действовал по принципу огромного воздушного змея. Используя опыт своих предшественников и учитывая собственные ошибки, Райты перешли к самой сложной части своей работы. Они создали новый планёр, имеющий железный руль и двигатель. 8 октября 1902 года вошло в историю авиации как первый полёт человека на управляемом лёгком аппарате. Это событие изменило историю авиации, но братья стремились к большему — они мечтали сконструировать судно, которое было бы тяжелее воздуха, при этом могло бы летать с не меньшей лёгкостью, нежели их планёр.

17 декабря 1903 года в небо взмыл аппарат “Флаер-1”. Он сумел преодолеть целых 37 метров за 12 секунд. В этот же день творение братьев Райт совершило ещё один полёт на расстояние 260 метров. Сегодня эти цифры не кажутся нам внушительными, но в те времена это была истинная авиационная революция, прорыв, о котором многие авиаторы не могли и мечтать.

Уилбер делает поворот подвижным рулём 24 октября 1902 года
Уилбер делает поворот подвижным рулём 24 октября 1902 года

Не стоит представлять первый самолёт похожим на современные модели. По своей форме он напоминал планёр, однако имел значительный вес — 283 кг. Его корпус был сконструирован из деревянных балок, а взлетать аппарат мог со специальных рельсов лишь при встречном ветре.

В дальнейшем прославленные братья Райт, истинные пионеры авиации, продолжили свои опыты и создали ещё не один собственный самолёт. Именно их опыты и разработки стали основой для стремительного развития авиационного дела — причём некоторые принципы самолётостроения, заложенные этими молодыми испытателями, используются и сегодня. Братья Райт помогли человечеству сделать первые шаги в небо.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.