Как Гайдай отказал Трампу в съёмках и другие интересные факты о гении кино

Мир

Есть люди, которых и при жизни-то никто не знает, а встречаются персонажи, даже после своей смерти радующие миллионы граждан лучезарностью, талантом, дарящие им смех. Один из них – Леонид Иович Гайдай (1923-1993). Фильмы его, как и 50 лет назад, пользуются у народа бешеной популярностью, они растаскивают их на цитаты, постоянно пытаются переснять, сделав ремейк. Стоит ли говорить, что большая часть этих попыток кончается полным провалом. Взять ту же «Кавказскую пленницу»… После премьеры этого ремейка исполнителя главной роли всерьез хотели покалечить!

Итак, интересные факты о талантливейшем режиссере Леониде Гайдае.

  • Гайдай решил уйти на фронт через 2 дня после окончания школы. Да, он действительно был патриотом, страстно желал истреблять врага, хотел прогнать его с Советской земли. Но вышла осечка – в военкомате его не приняли, сославшись на юный возраст. Тем не менее, будущий режиссер на войну все-таки попал – осенью 1941 г. И да, он совсем не был этаким тщедушным парнишкой, каким может изобразить его сознание наших современников, помнящих его уже в более зрелом возрасте с не совсем хорошим здоровьем.
  • У Гайдая была как минимум одна медаль «За боевые заслуги». Да, эту награду нельзя назвать редкой, но давали ее бойцам при разных обстоятельствах. Например, Леонид Иович получил ее за то, что в одиночку закидал гранатами огневую точку противника, а потом принял активное участие в «сборе» пленных в окрестностях. Воевал он геройски, правда, о фронтовом прошлом вспоминать не очень любил, равно как и многие другие ветераны ВОВ…
  • Гайдай запросто мог стать драматическим актером и режиссером. И да, не увидели бы мы тогда ни «Бриллиантовой руки», ни «Приключений Шурика», ни «За спичками» и пр. Свою первую картину Леонид Иович срежиссировал в 1956 г., стал ей фильм «Долгий путь». Вообще, ленту часто путают с комедией «Светлый путь», но комедийного в ней столько же, сколько в хронике стихийного бедствия – типичная драма, довольно тяжелая, хоть и малоизвестная. Тонкость в том, что снимал он этот фильм не в одиночестве, а в компании с режиссером Михаилом Роммом, у которого была интересная особенность – он за километр чувствовал талантливых людей. После окончания работы он дал Гайдаю совет идти в комедийный жанр. Почему – не объяснил, но, скорее всего, увидел в нем те черты, которые позволили бы Леониду Иовичу снимать смешные шедевры «на века». Не ошибся!

    Полковой разведчик 381-й стрелковой дивизии сержант Леонид Гайдай
    Полковой разведчик 381-й стрелковой дивизии сержант Леонид Гайдай
  • Гайдай люто ненавидел советскую цензуру, и боролся с ней неординарными способами. Взять, например, легендарный ядерный взрыв, который он вставлял в конце некоторых картин, в том числе, в «Бриллиантовой руке». Он прекрасно понимал, что цензура такой момент ни в коем случае не пропустит, и начинал торговаться. В итоге цензоры соглашались оставить любые другие «сомнительные» материалы, но только чтобы взрыва в фильме не было. Также он нередко снимал эпизоды заведомо не нужные, но очень острые с социальной и политической точки зрения. Их беспощадно резали, другие менее «враждебные» моменты оставляли, а Гайдаю того и нужно было!
  • Еще один интересный момент, связанный с цензурой, напрямую относится к личности легендарного киношного Шурика. Изначально режиссер хотел назвать своего героя Владленом или, проще, Владиком. С одной стороны, ничего такого, но имя это не простое – оно искусственное, в нем зашифрован не кто иной, как Владимир Ленин (Влад Лен). Цензоры долго думали, анализировали личность персонажа, потом потребовали переименовать, ибо не может этот, с позволения сказать, недотепа, носить имя великого вождя. Есть мнение, что именно после этого у Гайдая установились напряженные отношения с советской цензурой, с которой он боролся почти всю твою творческую жизнь.
Леонид Гайдай на съёмках фильма «Бриллиантовая рука»
Леонид Гайдай на съёмках фильма «Бриллиантовая рука»
  • «На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди» некоторые критики считают ответом Леонида Иовича всей советской системе. Вышла картина в 1992 году, когда жестокой цензуры уже и в помине не было, следовательно, режиссер мог оттянуться по полной программе. Иные обыватели думают, что Гайдай к тому времени впал в старческий маразм, потому и фильм получился, мягко говоря, своеобразным, но если вдуматься, то можно увидеть, что лента буквально кишит антисоветчиной, высмеивающей недавние порядки. И да, маразма у него никогда не было, до самых последних дней Леонид Иович пребывал в светлой памяти.
  • Гайдай отказался снимать Дональда Трампа в фильме «На Дерибасовской хорошая погода…». Съемки проходили в США, для некоторых сцен режиссер договорился об аренде казино Тадж-Махал, владельцем которого был будущий президент Соединенных Штатов (это по своей сути отель, так что все логично, Трапм – отельер). В какой-то момент миллиардер поинтересовался у Гайдая, нет ли для него какой-нибудь маленькой роли, а тот отмахнулся от него, как от назойливой мухи. Эх, знал бы Леонид Иович, какими красками в будущем наполнилась бы его картина, дай он Дональду положительный ответ…
Титры из фильма «На Дерибасовской хорошая погода…»
Титры из фильма «На Дерибасовской хорошая погода…»

По нашему скромному мнению, ни один из советских и российских режиссеров не смог переплюнуть Гайдая по уровню популярности, по качеству снимаемых фильмов, по тем тонким сатирическим моментам, обыгрываемых чуть ли не в каждой сцене. Конечно, мы не хотим принизить заслуги других деятелей искусства, но, согласитесь, почти каждое его творение разбирается на цитаты, даже сравнить не с чем!

Пишите в комментариях ваши любимые фильмы этого замечательного режиссёра!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.