Как формировался образ Дикого Запада в истории?

Мир

В истории США освоение западных территорий занимает одно из центральных мест. Именно «Дикий Запад» не только существенно расширил территорию страны, но и привнес в американскую культуру много элементов, дающих своего рода национальную идентичность.

На Диком Западе была своя жизнь, свои порядки, неудивительно, что эта «романтика» непривычной для 19 века жизни привлекала внимание людей. Так образы Дикого Запада стали попадать в массовую культуру.

Сегодня в статье разберем, как в американской (и мировой) культуре формировался образ Дикого Запада, благодаря чему мы сегодня представляем себе, какой была жизнь ковбоев, индейцев, шерифов и прочих героев Запада США.

Художественная литература

В 1827 году в США вышел роман «Прерия» Фенимора Купера. Это был приключенческий роман, в котором впервые появлялась территория за рекой Миссисипи.

Особую популярность произведение получило даже не на родине, а в Европе, для которой те территории были как другая планета. Вскоре тема Запада стала все чаще появляться в американской литературе, а затем появился новый жанр – вестерн. Запад окончательно стал «Диким».

Основателем жанра вестерн в литературе считается Эдвард Эллис. Он подражал своему кумиру, Фенимору Куперу. Затем Фрэнсис Гарт издал несколько произведений, в которых описывалась жизнь золотоискателей. В 1866 году английский писатель Майн Рид издал книгу «Всадник без головы». Это произведение стало классикой романтического вестерна.

Ковбои XIX века
Ковбои XIX века

Именно вестерн в литературе дал первую волну представлений о Диком Западе. Это фронтир – линия, где свои законы и свои герои, территория приключений и опасностей. Вестерн – это не о красоте слова, а о силе духа. Когда-то в литературе главными героями были рыцари – храбрые воины, часто одиночки, жившие по своему кодексу чести. Вестерны вернули в литературу таких героев.

Откуда писатели брали вдохновение и идеи? Основой служили воспоминания первопроходцев на новые западные территории. В этом плане стоит отметить Даниэля Буна – купца, путешественника-исследователя второй половины 18 века.

В 1784 году он издал книгу воспоминаний о своих приключениях на Диком Западе. Именно она вдохновляла основателей жанра вестерн. Более того, сам Бун стал прототипом главных героев: дерзкий и решительный, с лошадью и в ковбойской шляпе, с платком на шее и револьвером в руке.

Карл Вимар «Похищение индейцами дочери Буна»
Карл Вимар «Похищение индейцами дочери Буна»

Шоу Буффало Билла

В 1846 году родился Уильям Коди. С 11 лет он вынужден был работать, так как рано потерял отца. Работал разведчиком, золотоискателем, охотником. Вскоре прошел военную службу, где научился обращаться с оружием.

В 1872 году был одним из главных проводником для сына российского императора Александра II Алексея. Тот приехал в США как посол, но решил отправиться на Дикий Запад для того, чтобы поохотится на бизонов.

Вскоре Уильям Коди продолжил служить в армии, воевал с индейцами, служил разведчиком. Параллельно занимался охотой, подписывая контракты на поставку мяса. За 1867-1869 года убил более 4 тысяч бизонов. Именно тогда он получил прозвище «Буффало Билл» — «Бизон Билл».

Портрет Буффало Билла
Портрет Буффало Билла

Кроме службы в армии и охоты, Уильяма привлекала игра на сцене. Еще в 1872 году он пытался создать свою театральную труппу в Чикаго. Позже у него был «Ковбой бэнд» — своего рода музыкальный коллектив, выступавший с концертами по некоторым городам США. Тогда Буффало Билу пришла в голову идея создать что-то уникальное, свое, а больше всего он разбирался в Диком Западе. Так родилась идея «Шоу Буффало Билла» — «Шоу Дикого Запада».

В конце 1870-х годов начались первые выступления. Идея была простой: показать Дикий Запад с помощью не только костюмов, но и выступающих индейцев. Это не был обычный театр, это было шоу: с лошадьми, выстрелами, ограблениями. Люди получили возможность почувствовать себя на настоящем Диком Западе.

По сути, «Шоу Дикого Запада» — это театрально-цирковое представление. Примечательно, что в его труппу входили не актеры, а настоящие герои Дикого Запада: индейцы, ковбой Техас Джек, женщина-стрелок Энни Оукли, участник войны с индейцами Дикий Билл Хикок.

Шоу Буффало Билла

Вскоре Буффало Билла ждал мировой успех. В 1887 году его труппа давала концерт в Лондоне, в честь 50-летия правления королевы Виктории, а уже через два года шоу отправилось в первый тур по Европе. Они даже выступили на Всемирной выставке в Париже.

До 1906 года «Шоу Дикий Запад» совершило еще 7 туров по Европе. Очень любил шоу сам Марк Твен, оставивший следующее воспоминание:

«По ту сторону океана часто говорят, что ни одна из выставок, которые мы отправляем в Англию, не являются чисто американскими. Если вы возьмете там шоу Дикого Запада, вы уберете такие упреки».

Шоу «Дикий Запад» Буффало Билла не только принесло американские образы на театральную сцену, оно окончательно сформировало образ американского Дикого Запада в массовой культуре. Их смотрели десятки тысяч людей, а репортажи с фотографиями об их выступлениях писали во многих национальных газетах.

Буффало Билл и его команда в 1904 году
Буффало Билл и его команда в 1904 году

Кинематограф

С появлением кинематографа вестерн появляется как жанр кино. Как утверждает французский историк кино Андре Базен, кино и вестерн – практически ровесники, «истоки вестерна совпадают с истоками кинематографа».

В 1903 году вышел фильм «Большое ограбление поезда» Эдвина Портера. Этот немой фильм, длительностью 12 минут, считается первым в жанре классического вестерна. Тут есть все: ковбой (в полной экипировке), перестрелка, ограбление, лошади. Актер «Брончо Билли» Андерсон стал первым героем вестернов, плакаты с его участие продавались «на ура».

Из фильма «Большое ограбление поезда»
Из фильма «Большое ограбление поезда»

Настоящий «бум» на вестерны – это 1960-1970-е годы. Кроме голливудских, вестерны снимали итальянцы («спагетти-вестерны»), англичане и испанцы. В СССР были популярны вестерны производства ГДР с сербом Гойко Митичем в главной роли. На западе эти фильмы называли «истерны» или «красные вестерны». Кинематограф окончательно сформировал образы и стереотипы про Дикий Запад и его героев.

Сегодня мы прекрасно представляем себе жизнь на Диком Западе. Однако это вовсе не значит, что жизнь там была именно такой, как в нашем воображении. Наше представление о Диком Западе – это результат векового влияния литературы, циркового шоу Буффало Била и конечно же фильмов в жанре вестерн.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.