Как Екатерина II Эрмитаж создавала

Мир

Считается, что осмотреть все собрание питерского Эрмитажа можно примерно за 11 лет. Это если бегом пройтись по залам, особо не вникая в увиденное. Если же проявить внимательность и искренний интерес, то на изучение всей коллекции легендарного музея не хватит целой жизни. Иногда кажется, что Эрмитаж был на своем месте вечно, однако, появился он в 1764 году решением Екатерины II, и изначально не был открыт для всех желающих. Как появился этот музей, и что означает его название?

Здание Эрмитажа

Думаем, никого не удивим, если скажем, что Эрмитаж расположен в Зимнем дворце, что на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Однако, это, грубо говоря, не весь музей. Филиалы его есть в:

  • Выборге;
  • Царском Селе;
  • Казани;
  • Екатеринбурге;
  • Москве.

Мало того, филиалы Эрмитажа есть в Западной Европе, например, в Амстердаме. Но основное «отделение» — питерский Зимний дворец.

Адольф Ладюрнер «Гербовый зал Зимнего дворца»
Адольф Ладюрнер «Гербовый зал Зимнего дворца»

Строить его (дворец, разумеется, а не Эрмитаж) начала императрица Елизавета Петровна по проекту Франческо Расстрели, однако, дочь Петра I не задумывалась ни о создании музея, ни даже об организации личной коллекции предметов живописи, скульптуры и пр. Дело в том, что коллекционирование как таковое в России того времени распространено не было, это «забава» сугубо западноевропейская, так что в Зимнем дворце проект не предусматривал отдельных помещений под картины, это все придумки Екатерины II.

Рождение Эрмитажа

До конца не понятно, почему Екатерина решила заняться коллекционированием картин. Скорее всего, таким способом она хотела закрепить за собой образ просвещенной императрицы, кроме того, стремилась привнести в российскую культуру дольку западного мира, из которого, собственно, и происходила. Не забывайте, что Екатерина II была немкой, русской крови в ней нет ни капли. Быть может, если бы не это обстоятельство, мы с вами никогда и не увидели бы величайшего музея мира.

7 декабря 1764 года императрица приобрела у пруссака Иоганна Гоцковского 317 картин фламандских и голландских мастеров (по другим данным 225 полотен). Среди авторов этих произведений были:

  • Рембрандт;
  • Рубенс;
  • Гольциус.
Екатерина Калиновская «Основание Эрмитажа Екатериной II» / vk.com/e_kalinovskaya
Екатерина Калиновская «Основание Эрмитажа Екатериной II» / vk.com/e_kalinovskaya

Полотна Екатерина поместила в один из уединенных флигелей Зимнего дворца, который был закончен в 1762 году, то есть уже под руководством новой императрицы.

Было ли это полноценным музеем? Скорее нет, чем да. Дело в том, что посторонним людям вход в это помещение был категорически запрещен, предназначалось собрание картин исключительно для самой императрицы и ее приближенных из числа самых знатных, богатых и влиятельных дворян в Российской Империи. В том же 1764 г. было начато строительство так называемого «малого Эрмитажа» по проекту Фельтина. Это помещение, законченное к 1775 году, было изначально спроектировано для размещения в нем предметов живописи – не как в Зимнем дворце.

Слово Эрмитаж дословно переводится на русский язык, как «приют отшельника». Версии происхождения названия, присвоенном коллекции живописи самой Екатериной, разные. Согласно одной из них, императрица хотела подчеркнуть им свое отдаление от родины. Другая версия – Эрмитаж должен был стать «приютом» для множества картин.

Екатерина Балобанова «Екатерина Великая.Создание Эрмитажа» / artlib.ru
Екатерина Балобанова «Екатерина Великая.Создание Эрмитажа» / artlib.ru

Развитие Эрмитажа

Екатерина скупала предметы живописи массово и с удовольствием. Так, только за 1768 год она приобрела не менее 5000 работ, в том числе, кисти Жана Фуке. Через год из Западной Европы правительнице доставили еще 600 полотен, а чуть позже она начала собирать предметы искусства, не связанные с живописью:

  • скульптуры;
  • предметы интерьера, в том числе, декоративную посуду;
  • драгоценные камни;
  • книги.

Когда после смерти императрицы в 1796 году провели перепись предметов из Эрмитажа, одних только картин насчитали не менее 3996 штук.

Даже сама Екатерина понимала, что для ее коллекции нужно очень много места. По этой причине в 1770 г. она отдала указание о строительстве Большого Эрмитажа, «вытянувшегося» вдоль набережной Невы.

Василий Садовников «Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула»
Василий Садовников «Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула»

Императоры XIX века от Екатерины II не отставали. Сложно сказать, были ли они фанатичными коллекционерами предметов живописи, однако, тысячами скупали работы известнейших мастеров со всего мира, в том числе:

  • Петрочелли;
  • Кузвельта;
  • Рафаэля;
  • Карраччи.

Интересно, что до 17 февраля 1852 года Эрмитаж оставался закрытым для публики. В свое время туда не смог попасть аж сам Пушкин!

Часть экспонатов большевики продали для реализации планов развития промышленности молодого Советского государства, кроме того, хотели переплавить на монеты некоторые изделия из драгоценных металлов, в первую очередь, серебра (например, более 500 платежных китайских пластин), однако, ученые отстояли эти ценности, и с 30-х гг. XX века собрание Эрмитажа лишь пополнялось.

А вам доводилось бывать в Эрмитаже? Поделитесь впечатлениями в комментариях)))

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.