Как человек впервые спустился на дно Марианской впадины?

Мир

Человечество всегда стремилось к рекордам, связанным с небесами и водой. Например, еще в глубокой древности были проекты разных примитивных летательных аппаратов, необходимых для того, чтобы «достать до солнца». Те же греки на полном серьезе разрабатывали что-то вроде подводной лодки для спуска на дно морское. Другое дело, что ни одна эта задумка реализована не была, но стремление присутствовало всегда. Только в XX веке человеку удалось подняться в небеса и спуститься в океанскую бездну, причем сразу с рекордом, который невозможно побить!

Огюст Пиккар: с небес в бездну

Огюст Пиккар (1884-1962) был человеком очень талантливым, причем «свойство» это у него, можно сказать, передалось по наследству. Он происходил из семьи профессора химии, и с самого детства заразился тягой к исследованиям и изобретениям. Так, в 30-е гг. XX века он едва ли не в одиночку разработал стратостат – герметичную капсулу с газовой гондолой, позволившей ему подняться на высоту около 23 километров. Казалось бы, с такими наработками нужно было и дальше стремиться ввысь, но Огюст решил покорить океан. Если проще, то Пиккар начал разработку устройства, которое сегодня мы называем батискафом.

Первым его детищем стал FNRS-2 — капсула, в верхней части которой был залит авиационный бензин для поддержания отрицательной плавучести, и с особо крепким отсеком для наблюдений за дном морским. Вообще, в Марианскую впадину такой аппарат не спустился бы – не хватало прочности аппарата, но работа продолжалась, и в 1953 году Пиккар «снюхался» с американцами, которые пообещали ему финансирование создания батискафа, способного погрузиться в самую глубокую точку мирового океана. Отказаться от такого предложения? Ни в коем случае! Покорение бездны удовольствие очень дорогое, одних только вспомогательных кораблей сопровождения нужно было минимум три штуки. Результатом этого сотрудничества стало рождение в 1960 году «Триеста», первого батискафа в мире, способного погрузиться на глубину более 6000 метров.

Огюст Пиккар в гондоле стратостата FNRS-1
Огюст Пиккар в гондоле стратостата FNRS-1

Подготовка к погружению

Началось все со скандала. Дело в том, что по условиям договора с американскими военными, пилотировать батискаф должен был кто-то из представителей ВС США, но за исключением особых случаев. В течение нескольких дней Пиккар сумел доказать, что погружение на глубину в 11 километров и есть тот самый особый случай, споры закончились победой швейцарца, и проект этот официально стал «американо-швейцарским». Правда, сам Огюст был уже стареньким для таких приключений, так что в «Триест» он решил посадить своего сына Жака.

Важно понимать, что батискаф юридически принадлежал Соединенным Штатам, ни сам Огюст, ни Жак к нему формального отношения не имели.

Батискаф «Триест»
Батискаф «Триест»

Батискаф «Триест»

В конце 1959 года стартовала реализация проекта «Нектон». «Триест» вывели на американскую военно-морскую базу в Гуаме, начались пробные глубоководные погружения. Аппарат несколько раз спускали на 5-7 километров, никаких сбоев в работе механизмов не было, все прошло в штатном режиме. В конце концов была отдана команда к рекордному погружению, батискаф был доставлен к расчетной точке в ночь с 22 на 23 января 1960 года в условиях ужасной погоды (шторм, сильный ветер, короче, мрак), утром проект перешел, что называется, в «активную фазу».

Погружение

Утром 23 января 1960 года на борту батискафа «Триест» оказались двое – Жак Пиккар и Дон Уолш, лейтенант вооруженных сил США. Сложно сказать, что ребята испытывали перед погружением в бездну, но вряд ли главенствующим чувством был страх. Волновались, конечно, но если перед такими людьми стоит цель, они достигнут ее любой ценой. Правда, в первые 300 метров спуска операция чуть было досрочно не завершилась. Дело в том, что в той части Тихого Океана есть некоторые особенности плотности воды недалеко от поверхности, погружение стало очень медленным, и если бы такой темп сохранялся до дна, то один только спуск занял бы около 30 часов. Однако, после прохождения этих слоев все нормализовалось.

Дон Уолш (слева) и Жак Пиккар (в центре) в гондоле батискафа «Триест»
Дон Уолш (слева) и Жак Пиккар (в центре) в гондоле батискафа «Триест»

Удивительно, но сам спуск в бездну никаких сюрпризов не принес – происшествий не было, интересных объектов не заметили, все в штатном режиме. А вот на самом дне, на котором первопроходцы очутились в 13:06, на несколько минут отстав от расчетного времени, обнаружилось нечто совершенно необычное — рыба бледно-серого цвета, похожая на ската. Чуть поодаль от нее прожектор выхватил странного вида рачка, бодро передвигавшегося по плотному илу. Эти открытия всерьез взволновали биологов со всего мира, но… истинность этих «показаний» пока никто не доказал, так как ни фотографий, ни видеозаписей с этой живностью нет.

Собственно, на этом все – через 20 минут батискаф сбросил балласт, началось медленное всплытие. А спустя еще некоторое время ребята обнаружили, что с потолка капсулы сочится вода! Скорее всего, они с жизнью успели попрощаться, но потом поняли, что это не разгерметизация на глубине почти 11 километров, а сбой в работе системы подачи кислорода, причем не опасный. Дальше тоже ничего интересного – трехчасовой подъем через толщу воды в кромешной тьме. И все, до 2012 года на дне Марианской впадины никого не было, первым после Пиккара и Уолша туда спустился режиссер Джеймс Кэмерон, еще со времен съемок своего легендарного «Титаника» (1997 г.) питавший страсть к океанским глубинам!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.