Из варяг в арабы — особенности одного из ранних торговых путей Древней Руси

Мир

Балтийско-волжский, Великий Волжский торговый путь или из варяг в арабы, по праву считается древнейшей магистралью на территории древнерусского пространства. Территориально он растянулся от Скандинавии до Арабского халифата и был особенно актуален в период раннего средневековья. В рамках данной водной магистрали между собой взаимодействовали три крупных государственных образования: Древнерусское государство, Волжская Булгария и Хазарский каганат.

Важными пунктами торгового взаимодействия по этому направлению можно считать Старую Ладогу, Рюриково городище, Тимирёво, Залесские поселения, Булгар, Итиль, Белую Вежу и далее каспийские города. Волжский торговый путь обретает своё высокое экономическое значение уже в VIII веке.

Варианты Волжского пути

Восточный путь представлял собой несколько отрезков, связующим звеном которых являлась Волга. Торговцы, начинающие свой долгий путь из Северной Европы, попадая на обширную территорию Древнерусского государства, встречали на своем пути старинную крепость Ладога. Возможно, именно это поселение было первым столичным городом и местом, где бывал легендарный Рюрик.

Далее, ученые утверждают, что было несколько вариантов торговых маршрутов. Назову лишь самые оживленные из них. Одним из ведущих, без сомнения, был «Селигерский путь». По нему торговые суда шли по Волхву и Ильменю, затем было передвижение волоком, путешественники преодолевали небольшие реки и озера в восточном направлении, проходили через озеро Селигер и им был открыт путь самой Волги.

Перетаскивание варяжского корабля
Перетаскивание варяжского корабля

Второй значимый маршрут проходил от Старой Ладоги через будущие белоозерские земли, затем караваны двигались в южном направлении через Темирёво, один из ключевых форпостов ранней истории Руси, а затем торговцы и купцы выходили к Волге.

Важным транзитным пунктом на пути купцов был Булгар — столица Волжской Булгарии, элита которой взимала с торговцев пошлину, но и обеспечивала безопасность торговых караванов. Это был еще и крупный ремесленный центр, и экспортер сельскохозяйственной продукции. Далее, корабли шли в столицу Хазарского каганата Итиль, он выполнял таможенные функции и открывавал уже путь в Каспий и арабские земли.

Кроме этого, из Волги был открыт путь в воды Дона, где стоял мощный город Саркел, и далее в Византию. А из Ладоги торговцы открывали просторы Балтики и Северного моря. Таким образом, в масштабном плане, Волжская магистраль имела большое значение, соединяя Европу и арабский мир.

Что говорят археология и письменные источники?

Арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути, в значительном количестве встречаются в ладожских раскопах. Многочисленные клады вдоль вышеописанных маршрутов подтверждают активное торговое взаимодействие. Тимирёвский археологический комплекс яркое доказательство этого. Он расположен вблизи Ярославля и обладает значительным количеством кладов с арабскими монетами.

Исследования на месте столицы Волжской Булгарии и в раскопах, претендующих на столицу Хазарского каганата Итиль, говорят об активном торговом взаимодействии в обоих направлениях.

Интересно, что «Повесть временных лет» дает описание Волжского маршрута, о нем упоминают многочисленные арабские и персидские источники, подчёркивая его значимость. Восточные путешественники в своих трудах отмечают, что арабские купцы, в основном, дальше Волжской Булгарии не ходили. Подробный список товаров описывает аль-Мукаддаси.

Великий Волжский торговый путь и путь «Из варяг в греки» / foxford.ru
Великий Волжский торговый путь и путь «Из варяг в греки» / foxford.ru

Чем торговали и на чем плавали купцы

Итак, путешествие купца, например, если начальным пунктом была Бирка (Балтика), а конечным Каспий в районе Дербента, могло занять порядка двух месяцев, времени на обратный путь требовалось значительно больше. В целом, передвигаясь на парусно-весельных судах, караван торговцев мог осуществить одно путешествие за год. В основном на маршруте ходили разновидности плоскодонных судов: дощаник, насады, струги и более меньшие лодки.

Маршрутом пользовались купцы разных национальностей и конфессий. Булгары продавали арабам меха, которые перекупались у серверных народов. Торговцы Волжского пути предлагали украшения из стекла, бронзы, янтаря, изделия из кости, предметы для взвешивания, разнообразное оружие и обмундирование для воинов, одежда, мед, орехи, большое разнообразие мехов, шелк, пряности, рабы.

Сергей Иванов «Торг в стране восточных славян» / Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого
Сергей Иванов «Торг в стране восточных славян» / Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого

Волжский путь постепенно отходит на второй план уже к концу X века, хотя его региональное значение все еще было важно в последующие два столетия. Виной смещения торговых акцентов стала переориентация на взаимодействие с Византией и появление в поволжских степях воинственных кочевых племен, а позже татаро-монгол.

Великий Волжский путь имел огромное значение для развития славянского, финно-угорского, тюркского и скандинавского народов в вопросах зарождения городов, ремесленного производства, международных контактов и формирования транспортных путей, являясь одной из значимых торговых магистралей раннего средневековья.

Источники:

  • А.Н. Кирпичников «Великий волжский путь и международная торговля и этнокультурная интеграция в эпоху раннего средневековья»
  • Е. Н. Носов, А. В. Плохов, Н. В. Хвощинская «Рюриково городище. Новые этапы исследований» (подглава Волжский путь и Ладога)
  • Б.А. Рыбаков «Торговля и торговые пути» («История культуры древней Руси»)
  • И. В. Дубов «Великий Волжский путь»
Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.