Иван Кожедуб — почему знаменитого советского аса после первого боя называли неудачником?

Война

Говорят, что есть люди, которые рождаются с крыльями — не в прямом смысле этого слова, конечно. Именно к таким стоит отнести прославленного лётчика, внушавшего ужас пилотам германского Люфтваффе — Ивана Кожедуба. Впрочем, на заре своей жизни он и представить не мог, что судьба его будет напрямую связана с небом. Простого деревенского парня Ивана война застала, когда ему исполнился всего 21 год.

Он совершил более трёх сотен боевых вылетов, уничтожил более 60 самолётов противника. Своих товарищей Иван Никитович удивлял многообразием манёвров, которые проделывал во время полёта. Но почему первый бой лётчика мог завершиться трагически? И как появился “фирменный стиль” Кожедуба?

Иван Никитович Кожедуб — советский лётчик-ас
Иван Никитович Кожедуб — советский лётчик-ас

Мечта о небе

Будущая легенда авиации, Иван Кожедуб, родился в 1920 году в небольшом селе Черниговской губернии. В большой крестьянской семье никто не сидел без дела — даже самые младшие её члены были с детства приучены к труду. Впрочем, Никита Кожедуб, глава семейства, считал, что нужно находить время и для чтения книг, а безграмотным неучем быть стыдно. Он даже сочинял стихи, которые с удовольствием слушали его дети.

В четырнадцать лет, успешно окончив школу, Иван поступил в химико-технологический техникум. Но уже тогда он, как и многие его сверстники, мечтал о небе. Иван представлял, что когда-нибудь сумеет стать известным лётчиком, и его односельчане будут с гордостью произносить фамилию Кожедуб. Именно поэтому за три года до начала Великой Отечественной войны он записался в аэроклуб, где совершил свой первый полёт.

Групповой портрет летчиков-асов советской истребительной и штурмовой авиации (Иван Кожедуб в нижнем ряду в центре), 1945 год
Групповой портрет летчиков-асов советской истребительной и штурмовой авиации (Иван Кожедуб в нижнем ряду в центре), 1945 год

Всё началось с неудачи

Как показало время, учился лётному искусству Иван не зря. В 1940 году он был призван в Красную армию, где приобретённые навыки очень пригодились. Он был направлен на обучение в Чугуевскую военную авиационную школу. Невероятно талантливый юный лётчик проявлял успехи в учёбе, а потому ему предложили должность инструктора.

И тут грянула война. Авиашкола, в которой работал Кожедуб, была эвакуирована. Однако Иван не собирался отсиживаться в тылу — теперь он мечтал о боях под облаками, а потому неустанно писал рапорты с просьбой отправить его на фронт. В 1942 году он наконец попал в 240-й истребительный авиаполк. Однако на своё первое боевое задание лётчик отправился лишь спустя год — многому требовалось научиться.

Но, как оказалось, в учении всё было вовсе не так, как во время настоящего сражения. Иван Никитович совершил серьёзную ошибку — он потерял своего ведущего. Из-за этого самолёт попал под огонь вражеского “Мессершмитта”, одномоторного истребителя, состоявшего на вооружении Люфтваффе. Только чудо спасло Ивана от гибели — пуля попала в обшивку сидения.

Когда же Иван пошёл на посадку, его обстреляли советские зенитчики, принявшие “ничейный” самолёт за вражеский. Выжить пилот сумел, но истребитель восстановлению не подлежал. Разумеется, этот вылет стал причиной осуждения и критики молодого бойца, однако командир полка Солдатенко уже тогда видел в Иване задатки превосходного лётчика — он знал, что неудачи случаются даже со знаменитыми асами.

Трижды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Иван Кожедуб, март 1945 года, Германия / Фотограф Тимофей Мельник / waralbum.ru
Трижды Герой Советского Союза, летчик-истребитель Иван Кожедуб, март 1945 года, Германия / Фотограф Тимофей Мельник / waralbum.ru

Победитель Кожедуб

В июле 1943 года над Белгородом развернулось воздушное сражение, в котором Кожедуб превзошёл все ожидания командования. Неравное противостояние Иван Никитович вспоминал, как некий хаос, в котором смешалось всё — небо, самолёты, свои и чужие. Во время боя он отчаянно хотел подбить хотя бы одного из немцев. И именно тогда Кожедуб начал формировать свой “фирменный приём”. Как он рассказывал:

“Я – ближе к нему (вражескому самолёту), начал маневрировать. Думаю – не уйдешь, сейчас я тебе дам как следует! И с короткой дистанции зажег этот самолет”.

В дальнейшем именно этот крайне опасный, но эффективный приём стал особенным отличием атаки советского аса. Над Курском Иван сбил девять немецких самолётов. Он старался зайти снизу, после чего максимально приближался к противнику и делал несколько точных выстрелов. Эта тактика требовала как виртуозных лётных навыков, так и хладнокровия, которое мало кто мог сохранить в бою.

Трижды Герой Советского Союза майор Иван Никитович Кожедуб на стадионе «Динамо» в Москве, 1946 год
Трижды Герой Советского Союза майор Иван Никитович Кожедуб на стадионе «Динамо» в Москве, 1946 год

Даже после окончания войны Иван Никитович не оставил небо, которое с ранних лет так сильно манило его. Он продолжил учиться и сделал прекрасную военную карьеру. Кстати, далеко не всем известно, что Кожедуб принимал участие в военных действиях в Корее. Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб стал знаменитым маршалом советской авиации, человеком-легендой, который и на склоне лет оставался скромным и простым.

В официальных документах указывается, что Иваном Никитовичем было сбито 62 немецких самолёта, однако на самом деле список побед лётчика больше. Он исполнил свою юношескую мечту, прославившись не только на всю родную деревню, но и на весь Советский Союз, а главное — сумел доказать, что для лётчика-аса нет ничего невозможного.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.