«Иудейская Клеопатра» [царица Береника]

Мир

Многие римляне брезгливо кривились, когда речь заходила об иудейской царице Беренике, которую даже публичные личности открыто называли блудницей. Однако, несмотря на всё это показное презрение, даже самые влиятельные люди Рима едва ли могли скрыть свой интерес к иудейской соблазнительнице.

Сегодня её нередко называют «Клеопатрой Иудеи», однако судьба Береники мало напоминала участь египетской владычицы. Почему же она приобрела столь скверную репутацию? И действительно ли Береника состояла в кровосмесительной связи?

Первое замужество

Дочь Ирода Агриппы Береника родилась в 28 году нашей эры. Её старший брат Агриппа Второй был первым наследником иудейского престола, а потому семейство юной царевны считалось одним из самых влиятельных в стране. О ранних годах Береники мало что известно. Но не возникает сомнений, что она получила хорошее образование и отличалась внешней красотой. Но, несмотря на все свои достоинства, царевна должна была стать лишь одной из «пешек» в большой политической игре.

Когда девушке исполнилось тринадцать лет, её родные определились с выбором жениха для Береники. Против её воли она была выдана за Марка Юлия Александра, сына главы евреев Египта. Выискивая будущего супруга для Береники, её семейство руководствовалось политическими и этническими интересами. Марк Юлий был идеальным кандидатом. Но брак с ним принёс Беренике лишь горести и разочарования.

Тем не менее молодая женщина, страдая и проклиная свою судьбу, научилась быть хладнокровной и даже жестокой. Она начала понимать, насколько важно быть человеком расчётливым и хитрым, чтобы самому затеять свою «игру» при дворе.

Слухи, домыслы, грязь

После смерти супруга Береника была назначена невестой своего дяди, царя Ирода Халкидского. С той поры она стала нередко бывать при дворе своего брата Агриппы Второго. Брак со вторым нелюбимым мужем, в котором родилось двое сыновей, уже не приносил ей столько страданий, как первое замужество, да и продолжался он недолго. Снова овдовев, Береника нашла для себя отраду в лице брата.

Именно тогда среди римлян начали ходить самые разные слухи об иудейской царице. Не исключено, что связаны они были с обыкновенными стереотипами о восточных правительницах, каждая из которых непременно должна была являть собой образец порочности и полного отсутствия добродетелей. Об отношениях Береники и её брата Агриппы ходили различные домыслы. Говорили, что пара состояла в кровосмесительной связи. Кстати, даже знаменитый поэт Ювенал написал стихотворение об Агриппе и Беренике:

«…алмаз драгоценный, тем знаменитый,
Что красовался на пальце самой Береники: когда-то
Дал его варвар блуднице, – сестре он подарен Агриппой…»

Несомненно, самой Беренике совсем не нравилось, что её имя марают в грязи сплетен и слухов. Чтобы покончить со всеми домыслами, она решилась на третий брак – теперь уже с правителем Олбы Полемоном Вторым. Ради возлюбленной царь даже принял иудаизм. Вот только это так и не помогло завоевать сердце Береники. Но кто заставил царицу забыть о скромности и благоразумии? Ради кого она покинула своего преданного супруга?

Василий Суриков «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» / Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Суриков «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» / Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рим и Береника

Её обвиняли в интимной связи с собственным братом, расчётливости и заговорах. Так ли было на самом деле, неизвестно. Однако Береника искренне хотела одного – обыкновенного женского счастья. Ещё в 13 лет она была насильно выдана замуж. В дальнейшем второй и третий её супруги тоже не вызывали никаких нежных чувств у женщины. Потом, расставшись с последним мужем, она поняла, что хочет жить так, как считает нужным – и наплевать на все сплетни. Но могла ли позволить себе иудейская царица такие вольности?

Римские правители нередко обращали свои взоры в сторону Иудеи, и одним из них стал Веспасиан. В 67 году он велел сыну Титу отправляться в далёкие земли, чтобы наладить отношения с местной правительницей. Веспасиана интересовала молодая и красивая Береника, которая вовсе не славилась благопристойным нравом. С её помощью он надеялся заполучить богатства, принадлежавшие этой женщине. Уж не знаю, каким был окончательный расчёт императора, но судьба приготовила ему сюрприз.

Николай Бодаревский «Суд над апостолом Павлом» / Художественный музей в г. Ужгороде, Украина
Николай Бодаревский «Суд над апостолом Павлом» / Художественный музей в г. Ужгороде, Украина

Едва увидев обворожительную Беренику, молодой Тит влюбился в соблазнительную царицу. Она была замужем, но к той поре уже разорвала все отношения с супругом, а потому ничто не мешало завязаться бурному роману между ней и сыном императора. Если Веспасиан надеялся заполучить Беренику в качестве своей любовницы, то он потерпел поражение, причём проиграл в этой борьбе своему же сыну.

Чувства и рассудок

Как вспоминали современники, Тит действительно был без памяти влюблён в обворожительную иудейскую правительницу. Она же отвечала ему взаимностью, наконец встретив достойного мужчину, которому могла бы подарить свою любовь.

Однако каждый в этой паре не забывал о собственных интересах. Береника укрепляла своё влияние при дворе и дожидалась приглашения в Рим. Тит же, несмотря на свою увлечённость царицей, старался вести дела разумно и хладнокровно, а потому не спешил привозить любовницу в главный город империи.

Лишь в 75 году Тит решился дать разрешение на приезд в Рим для Береники и её брата. Уже по дороге почётным гостям были оказаны поистине царские почести. По прибытии они были поселены в императорском дворце. Тит был счастлив – наконец его возлюбленная могла быть рядом с ним.

Портрет царицы / © WOH (Darya Vyunova)
Портрет царицы / © WOH (Darya Vyunova)

Негодование Рима

А в скором времени по Риму поползли слухи, что будущий правитель намеревается жениться на своей иудейской любовнице. Такой поворот событий устраивал далеко не всех. Негодовали и вельможи, и простые римляне. Беренику сравнивали со знаменитой египетской царицей, называя «уменьшенной копией Клеопатры». Вот только эту правительницу ожидала совсем иная участь.

Береника не сомневалась, что Тит сделает её своей супругой, а потому вела себя как законная жена. Расчётливая и уверенная в себе, здесь она совершила роковую ошибку, недооценив своего любовника. Несмотря на привязанность к женщине, Тит помнил, какой тяжёлой была для его отца борьба за власть. Он не хотел терять того, что было получено в результате немалых усилий.

В конце концов, не стерпев осуждения и презрения от римлян, Тит вынужден был выслать Беренику из Рима. Он действовал не только против её, но и против своей воли. Иудейская правительница покинула Вечный город и больше о её судьбе ничего не известно. Она мечтала о счастье и победах, но была предана самым близким человеком.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.