ИС-2 — Лучшим тяжёлый танк Второй мировой войны

Война

В предыдущей статье мы рассказали об ИС-1 – первом представителе следующей после КВ линейки тяжёлых танков, тем не менее, практически идентичном КВ-85 на базе которого он был создан. Не слишком удачное применение «Сталина-1» послужило причиной возобновления творческого поиска, в результате которого появился великолепный ИС-2 о котором мы и расскажем в этой статье.

Создание ИС-2

Анализ действий ИС-1 в феврале 44-го выявил как неграмотное применение этих «коробочек», так и то, что их бронирование и огневая мощь оказались явно недостаточны для противостояния новым германским «панцерам». И если первую проблему удалось решить без особого труда, изменив конфигурацию бронелистов лобовой проекции, то оснащение танка более мощным орудием предполагало общее утяжеление конструкции машины и, в частности, башни, что обещало комплекс сопутствующих проблем.

Хочу обратить ваше внимание на то, что данная неприятная перспектива просматривалась ещё при разработке «Сталина-1», ну а итоги «великой танковой рубки» определили её неизбежность. В качестве «инструмента» для второй модели ИС было выбрано 5-дюймовое орудие А-19, полевой вариант которого не оставлял шансов германской бронетехнике. Будучи поименовано Д-25Т оно с незначительными по сравнению с Д-5Т изменениями конструкции было установлено в стандартную литую башню, которой предполагалось оснастить и вторую модель «Сталина».

На переднем плане — танк ИС-2 с «немецким» типом дульного тормоза и поршневым затвором пушки Д-25, один из самых первых танков ИС-2 (ИС
На переднем плане — танк ИС-2 с «немецким» типом дульного тормоза и поршневым затвором пушки Д-25, один из самых первых танков ИС-2 (ИС-122), выпущенных во время Великой Отечественной войны. Минск, парад 1 мая 1948 года.

ИС-2 был впервые воплощён в металле к ноябрю 43-го и после испытаний, которые в целом были признаны успешными, запущен в серию на ЧТЗ, замечу, что некоторое количество машин собрал и КЗ Северной столицы. Тем не менее, не будет лишним отметить, что в результате перевооружения танк приобрёл некоторые особенности конструкции, которые стоит рассмотреть подробно.

Компоновка

Если вы знакомы с нашей статьёй о танке ИС-1, то мне остаётся лишь добавить, что первый и второй «Сталины» были практически идентичны, если не считать того, что раздельное заряжение Д-25Т предполагало некоторое изменение боеукладки под 5-дюймовые снаряды и заряды к ним. Кроме того, примечательно то, что центр тяжести башни не совпадал с осью её вращения, как следствие это создавало проблемы при горизонтальном наведении орудия, если танк имел крен или дифферент.

Метаморфозы конструкции лобового бронирования заключались в том, что «лоб» корпуса на «двойке» был спрямлённой трапециевидной формы с 60-градусным наклоном к нормали, что кардинально повышало его устойчивость к «болванкам» германской «восемь-восемь». Впрочем, должен отметить, что некоторое количество «коробочек» имело лобовое бронирование идентичное таковому у первого «Сталина», что объясняется конверсией уже собранных корпусов.

Жители Познани приветствуют советских танкистов-освободителей, сидящих на тяжелом танке ИС-2. 1-й Белорусский фронт.
Жители Познани приветствуют советских танкистов-освободителей, сидящих на тяжелом танке ИС-2. 1-й Белорусский фронт.

ИС-2 имел следующие ТТХ:

  • Габариты: 9,83 (с орудием)/3,07/2,63 м.
  • Масса: 46 т.
  • Бронирование: наклонное: 60-120; вертикальное: 90-120; горизонтальное: 20-30 мм.
  • Двигатель: 1×В-2ИС, 520 л. с.
  • Скорость: 37 км/ч.
  • Запас хода: 250 км.
  • Вооружение: 1×Д-25Т – 122 мм; 3×ДТ – 7,62 мм; с 44-го стал устанавливаться зенитный ДШК – 12,7 мм.
  • Экипаж: 4 человека.

Всего было выпущено 3395 экземпляров.

Командир РККА зачитывает приказ тов. Сталина членам экипажей танков ИС-2 на улице Берлина
Командир РККА зачитывает приказ тов. Сталина членам экипажей танков ИС-2 на улице Берлина

Основные модификации

Во времена ВОВ ИС-2 классифицировали в зависимости от схемы лобового бронирования, которая была описана выше. Однако если верить монографии Желтова «Танки ИС» модификаций было не менее шести, что определялось стремлением заводов-изготовителей улучшить некоторые характеристики серийных машин. Уже после войны многие экземпляры подверглись ремоторизации, получили ПНВ и новые надкрылки – этот вариант официально известен как ИС-2М.

Также стоит отметить созданную на базе данного танка тяжёлую самоходку-истребитель ИСУ-122 и разработку оригинального проекта ИС-2Ш с кормовым расположением БО и трансмиссии, передним – ОУ и средним – МО. Создание такого бронемонстра конструктивно весьма сходного с «Элефантом» Фердинанда Порше было обусловлено стремлением ГКО «запилить» «абсолютно неуязвимый» танк, качественно превосходящий по защищённости и огневой мощи всех своих противников. Однако вес перспективной «коробочки» при этом серьёзно зашкаливал за пятьдесят тонн, что для ХЧ ИС было очевидным перегрузом, поэтому разработка проекта закончилась на стадии проектирования прототипа.

Танк ИС-2 преодолевает бетонные противотанковые «ежи». Восточная Пруссия, 3-й Белорусский фронт, январь 1945 г.
Танк ИС-2 преодолевает бетонные противотанковые «ежи». Восточная Пруссия, 3-й Белорусский фронт, январь 1945 г.

Боевое применение

Дебют ИС состоялся в апреле 44-го в районе Тернополя, когда вооружённый ими 11-й ОГвТТП остановил атаку тяжёлых «панцеров» противника нанеся им немалые потери. Впоследствии танк был задействован в боях за Сероцкий и Сандомирский плацдармы, на Балатоне и Карельском перешейке, а также при штурме городов и крепостей Третьего Рейха.

Хотя танки собственно и предназначаются для прорыва обороны противника, эффективность «Сталина-2» оценивается, прежде всего, по его дерби с «Тиграми», а поскольку обе стороны на эту тему, что называется, изоврались, то полагаю это не самый объективный критерий.

Танк ИС-2 №537 лейтенанта Б.И
Танк ИС-2 №537 лейтенанта Б.И

Пожалуй, здесь достаточно будет отметить, что качественно превосходя большую часть германских «зверей» в огневой мощи, ИС из-за раздельного заряжения серьёзно проигрывал им в скорострельности. Однако поскольку известно, что многие «панцеры» были уничтожены им последовательными попаданиями, будет логично предположить, что бронирование советских машин значительно нивелировало этот их недостаток.

Кроме ВОВ ИС-2 поучаствовал в Маньчжурском походе РККА, а также будучи передан НОАК и ВС КНДР принял участие в Корейской войне. Известно, что в начале 60-х некоторое количество «коробочек» было поставлено на Кубу, где они принимали участие в отражении американской агрессии; передавались они и ВНА, однако их участие в боевых действиях остаётся спорным.

Советские танки ИС-2 на Герман-Геринг-Штрассе (Hermann-Göring-Straße) в Берлине.
Советские танки ИС-2 на Герман-Геринг-Штрассе (Hermann-Göring-Straße) в Берлине.

Зарубежные операторы

Первыми ИС-2 получили польские и чехословацкие части, после завершения ВОВ СССР оставил им по несколько экземпляров, однако большую часть «коробочек» в те времена представлявших основу советских ударных сил «братушкам» пришлось вернуть. Также должен отметить уже упоминавшихся азиатских операторов и Кубу, где эти танки и по сей день используются в качестве средства усиления береговой обороны. И, наконец, поскольку они оставались на вооружении СА до самого распада Союза, не должны вызывать удивления факты появления этих машин на постсоветском пространстве.

Танк ИС-2 1-го Чехословацкого армейского корпуса
Танк ИС-2 1-го Чехословацкого армейского корпуса

Оценка ИС-2

Здесь могу уверенно констатировать, что сей танк полностью удовлетворял требованиям конца ВОВ при этом, отличаясь высокой технологичностью и дешевизной производства, то есть качествами, которые были весьма актуальны в условиях «тотальной» войны. Также хочу обратить ваше внимание на то, что «Сталин-2» имел весьма солидный резерв модернизации, который и был использован при создании послевоенной бронетехники. Таким образом, не будет преувеличением считать ИС-2 лучшим тяжёлым танком ВМВ, ибо он помимо вышеназванных качеств делом доказал это на полях её сражений, а потому заслуживает самой высокой оценки.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.