ИС-1 – на смену КВ

Война

В предыдущих работах мы поведали вам о линейке танков КВ, которые на третьем году ВОВ были признаны устаревшими и сняты с производства. Для их замены был создан новый тяжёлый танк, названный в честь главы советского государства. Об «Иосифе Сталине – 1» мы расскажем в этой статье.

Создание ИС-1

История ИС началась в феврале 43-го, когда Панцерваффе впервые применили в боях на Кубани новейшие Pz. VI и выяснилось, что советские танки качественно уступая в защищённости и огневой мощи просто не способны им противостоять.

Поэтому в начале марта ЦАКБ Грабина получило приказ, сначала на перевооружение КВ более мощным орудием, а когда стало ясно, что конструктивные особенности серийного «Ворошилова» попросту не позволяют это выполнить – на создание нового танка, максимально унифицированного с ним.

Танк Ис-1
Танк ИС-1

Прототип ИС (перекомпонованный КВ-13) катали по раскисшему весеннему полигону с обычной 76-миллиметровой ЗиС-5, однако когда в середине апреля прояснилась ситуация с бронированием «Тигра», начались эксперименты по установке на танк 85- и 122-миллиметровых стволов. Разумеется, это повлекло изменения в конструкции башни, так её вариант даже с орудием Д-5Т потребовал усиления корпуса «тринадцатого», который в результате вырос в длину на 420 мм.

В августе ИС-1 оснащённый новой арт-установкой продемонстрировали высшему военно-политическому истеблишменту страны и 4 сентября он был официально принят на вооружение РККА.

Компоновка тяжёлого танка ИС-1

Она была идентичной КВ-85: в передней части располагалось ОУ, в котором восседал мехвод управлявший движением танка и, дистанционно, огнём курсового пулемёта. В БО находились командир и расчет орудия, которым он руководил, кроме того здесь помещались БК и отчасти – два бака.

чертеж ИС-1
Чертеж ИС-1

В МТО был установлен новый дизель В-2-ИС и основной бак, кроме того снаружи по бортам устанавливались четыре резервных. Экипаж попадал на свои рабочие места через башенные люки, для аварийного покидания «коробочки» был предусмотрен днищевый лаз.

ХЧ была практически полностью идентична таковой на КВ, однако ширина траков составляла 650 мм, замечу, что такой вариант обеспечивал достаточно высокую проходимость машины и почти полностью исключал проблемы характерные для её громоздкого прототипа.

ИС-1 танк
ИС-1 танк

ИС-1 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 8,56 (с орудием)/3,07/2,74 м.
  • Масса — 44,2 т.
  • Бронирование — наклонное: 60-120 мм; вертикальное: 100; горизонтальное: 30 мм.
  • Двигатель -1×520 л. с.
  • Скорость — 37 км/ч.
  • Запас хода — 150 км.
  • Вооружение — 1×Д-5Т – 85 мм; 3×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 4 человека.

Всего было выпущено 130 экземпляров.

Основные модификации ИС-1

Все выпущенные машины были практически полностью идентичны, поэтому говорить о модификациях танка не приходится. Однако считаю необходимым отметить, что на базе ИС-1 была разработана ИСУ-152, кроме того, существует версия, что более поздняя ИСУ-122 также была создана на шасси «Сталина-1».

Однако, несмотря на некоторую унификацию с ним правильнее всё же будет считать, что прототипом «сто двадцать второй» послужил ИС-2, который «доводился до ума» одновременно с её конверсией, таким образом «навесив» САУ многие свои технические решения.

ИС-1
ИС-1

Боевое применение ИС-1

Фронтовой дебют ИС-1 состоялся в феврале 44-го и был весьма неудачен – пять «коробочек» брошенные в бой в районе Черкасска, напоролись на засаду «Пантер» и штурмовых орудий, в результате чего были уничтожены. Наиболее активно танк использовался в Уманской операции, где также понёс потери, которые были сочтены чрезмерными.

Впоследствии эти машины эпизодически появлялись на всех фронтах от Чёрного до Баренцева морей, что было обусловлено стремлением опробовать их в разном климате, однако особых успехов они не добились.

Полагаю, их фиаско было обусловлено как конструктивными недостатками, так и тем, что многие «штабные» до конца ВОВ воевали в соответствии с клише «танки могут всё», бросая их в атаку без необходимой подготовки.

ИС-1 тяжёлый танк
ИС-1 тяжёлый танк

Войну ИС закончили на улицах Берлина, впоследствии они использовались исключительно в качестве учебных машин для подготовки кадров своим более совершенным «потомкам» и созданным на их базе САУ. Официально танк был снят с вооружения только в 54-м, по причине выработки последними «коробочками» моторесурса.

Оценка ИС-1

Здесь должен отметить, что в плане противостояния новейшей германской бронетехнике «Сталин-1» мало чем отличался КВ-85: так, они оба имели не самый подходящий для тяжёлого танка 85-миллиметровый ствол и, несмотря на некоторое усиление бронирования, ИС-1 оставался весьма уязвимым для огня немецких длинноствольных орудий.

Таким образом, приходится сделать вывод о том, что этот танк и близко не смог изменить расклад сил на поле боя так, как сделали это двумя годами ранее КВ-1 и Т-34, по большому счёту став лишь вехой к созданию более совершенного ИС-2.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.