Хюррем-султан и её история

Мир

Во многих современных музеях Турции и во дворце Топкапы имеется множество картин с изображением любимой жены султана Сулеймана I Хюррем–султан. При этом сходство между изображениями этой женщины на многих ее портретах отсутствует.

Современные исследователи склоняются к мысли о том, что ни одно из этих изображений не имеет отношения к реальной внешности знаменитой Роксоланы, как называли Хюррем в Европе. То есть все эти рисунки лишь плод художественного видения художников того времени.

О ее внешности можно узнать лишь из многочисленных стихов, которые бесконечно влюбленный в нее султан посвятил предмету своего обожания. Это была белокожая огненно-рыжая зеленоглазая чаровница, навсегда завоевавшая сердце Великолепного султана.

История происхождения и появления в гареме

Насыщенная событиями, полная тайн и загадок жизнь Хюррем сделала ее знаменитой далеко за пределами Османской империи. О ней говорили при дворах Европы и Востока, ей было посвящено множество литературных творений от сухих отчетов и доносов послов при дворе султана, до пылких и восторженных восточных стихов – газелей, многие из которых написал лично сам султан Сулейман. Позднее она стала героиней множества романов, персонажем для исследователей истории, и ее жизнь вошла в сценарии фильмов многих стран.

В действительности же о ее жизни, до того как она станет наложницей в гареме султана, доподлинно известно крайне мало. Предполагается, что она была дочерью священника и ее звали или Анастасия, или Александра. Большинство исследователей истории османов того периода, в частности Галина Ермоленко, Лесли Пирс и ряд других сходятся во мнении, что в гарем она попала как рабыня, захваченная во время набегов Крымского ханства на территории, относящейся в те времена к Руси, Польше и Литве. Предполагается также, что она несколько раз была предметом сделок по ее перепродаже из рук в руки.

Антон Гикель «Султан Сулейман и Хюррем» / Майнцский государственный музей, Германия
Антон Гикель «Султан Сулейман и Хюррем» / Майнцский государственный музей, Германия

Позднее Роксолана в качестве подарка крымского хана османскому султану попала в гарем к Сулейману Великолепному. Пирс считает, что она была преподнесена как подарок по случаю восшествия султана на трон, однако есть мнение о том, что она появилась в гареме еще в те времена, когда Сулейман был шехзаде и губернатором в Манисе.

Таким образом, дата появления ее в гареме расположена где-то между 1517 и 1520 годами. На тот момент юной деве было всего 15 или чуть более лет, и она получит имя Хюррем, что в переводе с персидского можно понимать как «веселая» или «приносящая радость».

Хюррем-султан, жена султана Сулеймана I / sothebys.com
Хюррем-султан, жена султана Сулеймана I / sothebys.com

Путь к вершине власти

В гареме османских султанов столетиями выстраивалась своя схема иерархии. Мать действующего султана находилась на вершине этой иерархической пирамиды, в те времена это была Айше Хафса–султан, второй женщиной в гареме по своей значимости и влиянию считалась мать потенциального наследника престола.

На момент появления Хюррем в гареме ей была Махидевран-султан, поскольку ее сын Мустафа был единственным из оставшихся в живых сыновей султана и именно ему пророчили трон будущего императора Великой Порты. Кроме того, мать султана была благорасположена к Махидевран и склоняла к этому же своего сына.

Однако юная Роксолана, несмотря на нежный возраст, знала, что мужскому «сердцу не прикажешь» и именно к овладению эти сердцем великого султана Османской империи были направлены все ее стремления. Родив от Сулеймана I сына Мехмеда, она становится третьей по значимости в гареме, но её честолюбие это не устраивает – она желает стать первой во всем.

Тициан «Портрет Роксоланы» / John and Mable Ringling Museum of Art (художественная галерея в США)
Тициан «Портрет Роксоланы» / John and Mable Ringling Museum of Art (художественная галерея в США)

Накал страстей и конкуренция между двумя наложницами усиливалась с каждым днем и перешла в открытую вражду, а закончилась и вовсе «рукопашной схваткой». В драке пострадавшей стороной сумела оказаться более хладнокровная и расчетливая Хюррем. Благодаря своей искусной игре на чувствах влюблённого в нее султана и хитрым интригам при дворе Роксолана выходит победителем в этой борьбе.

Махидевран была отстранена от близости с султаном и направлена вместе с сыном в Манису, где он был назначен наместником. Изменить решение султана не смогла даже его мать, хотя в других вопросах к ее мнению он часто прислушивался.

Хюррем была целеустремлённой и последовательной в своих решениях женщиной. Под нежной, хрупкой и обольстительной внешностью с налетом романтичности и страсти, — известно, что она даже посвящала стихи своему султану при их личной переписке, скрывался жесткий стальной стержень настоящей Королевы.

Гравюра Якобуса Харревейна «Хюррем-султан на прогулке»
Гравюра Якобуса Харревейна «Хюррем-султан на прогулке»

Она не ограничилась отстранением конкурентки, но вознамерилась получить больше, чем все предыдущие наложницы в гареме во все времена существования Османской империи. Вопреки столетним традициям османского двора рабыня–наложница Хюррем становится официальной женой Сулеймана Великолепного. Это событие случилось в 1534 году, в том же году умерла и мать султана.

Хюррем-султан стала по статусу выше не только всех женщин гарема, но и возвысилась по своему положению над многими государственными мужами при дворе. Если рассмотреть расстановку сил в «европейском стандарте», то султана можно считать королем, соответственно его единственная официальная жена – королева. К чему и стремилась обольстительная Роксолана.

В знаменитом сериале «Великолепный век» режиссёрами вся последовательность исторических событий связанных с Хюррем была соблюдена. Мотивы же поступков, характер и настроения героев были полностью отражением личного отношения авторов картины.

Французская школа «Портрет жены Сулеймана» / Королевская коллекция
Французская школа «Портрет жены Сулеймана» / Королевская коллекция

Власть султанши и ее влияние на ход событий

Заняв самую влиятельную для женщины того времени при дворе Великой Порты позицию Хюррем не ограничилась лишь дворцовыми интригами, а приняла активное участие в государственной политике. Даже турецкие историки, не говоря уже об их западных коллегах, вынуждены признать, что отстранение от должности, а позднее и казнь главного визиря Сулеймана, с которым он был в дружбе с самого детства, Ибрагима паши – это дело рук Хюррем-султан, осуществленное посредством тонких интриг. Целью этого было устранение высокопоставленного чиновника, который хотел поддержать притязания на престол сына Махидевран шехзаде Мустафы.

Новым великим визирем станет ее протеже и зять, который женится на единственной дочери Хюррем Михримах, — Рустем-паша. Его руками она организует казнь Мустафы. Это произойдет, когда Рустам-паша сможет убедить султана в том, что Мустафа готовит заговор против него. Несмотря на то, что её первенец Мехмед умрет, у нее останутся еще сыновья Селим и Баязид. Оба ее сына станут наместниками провинций близ Стамбула, а Селим унаследует позже трон отца.

При этом женщина, родившая шестерых детей, по-прежнему осталась самой желанной и любимой для султана Сулеймана. Помимо пылкой любви, султан все дела государственной важности, на время своего отсутствия в военных походах, будет доверять только ей. Такую серьезную власть над огромной империей османов получит эта рыжеволосая красавица – славянка! Под чутким присмотром ее зеленых глаз будут реализовываться многие государственные проекты того времени.

Приветственное письмо Хюррем Султан Сигизмунду II Августу от 1549 года
Приветственное письмо Хюррем Султан Сигизмунду II Августу от 1549 года

Величие и свершения Хюррем-султан и ее уход из жизни

Хюррем-султан обладала неслыханной для женщины из гарема султана властью. Начала она с переезда гарема падишаха во дворец Топкапы для того, чтобы быть поближе ко двору. Предыдущее здание гарема сгорит, вполне возможно, что не без ее помощи.

Она вела переписку с лидерами сопредельных государств за собственной подписью и печатью. Султан, в свое отсутствие, доверял ей ведение внутренней и внешнеполитической деятельности. Вплоть до того, что она подписывала документы как Хюррем-шах. Кроме того под ее личным руководством в империи были построены ряд медицинских, благотворительных и религиозных объектов, некоторые из которых продолжают действовать и в наше время.

Портрет Хюррем-султан / Топкапы, Стамбул
Портрет Хюррем-султан / Топкапы, Стамбул

И все же – все смертны и к этой великой женщине пришла «Костлявая с косой», произошло это в 1558 году. Бытует версия о ее отравлении, врагов у нее было предостаточно, но доподлинно ничего неизвестно. Сулейман I до конца своих дней очень сильно горевал по умершей жене. Он не только построил в ее честь мавзолей, но даже переименовал крупный, по тем временам, город на западе Ирана, который был завоеван османами, в Хюрремабад.

Впрочем, умершей, скорее всего, было уже все равно. Ибо как сказано древними, — «С пустыми руками мы приходим в этом мир и явно ничего из него не заберем, когда его покинем». Так заканчивается история о великой и загадочной женщине – султанше Хюррем.

Литература:

  1. Галина Ермоленко «Роксолана в европейской литературе, истории и культуре».
  2. Лесли Пирс «Императорский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи».
  3. Николае Йорга «История Османской империи».
Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.