Хандан-султан — непростая жизнь любимой наложницы султана Мехмеда III

Мир

Эта девушка будет одной из двух известных в истории наложниц тринадцатого по счету султана Османской империи Мехмеда III. История ее жизни наполнена событиями, подлинность которых не до конца изучена исследователями.

Когда снимался известный исторический сериал «Великолепный век: империя Кёсем», авторы подлили масла в огонь, разбавив и без того смутные исторические сведения о ней дополнительным вымыслом, основанным на полете их фантазии. В статье будет предпринята попытка рассмотреть все основные исторические версии о жизни Хандан-султан.

Появление в гареме Хандан-султан и ее жизнь до смерти мужа

Исследователи предполагают наличие греческих или боснийских корней в родословной этой девушки. До того как она попала в гарем, ее звали Елена, или Хелена, и родилась она, предположительно, в 1574 году.

Обстоятельства ее прибытия в гарем до конца не изучены, доподлинно известно, что она попала туда в качестве подарка будущему султану Мехмеду от его тетки Гевхерхан в 1582 или 1583 году. Тогда шехзаде Мехмед еще управлял санджаком Манисой и до его восхождения на трон должно было пройти больше десяти лет.

В дворцовые интриги она будет втянута матерью будущего наследника престола Сафие-султан. Ей крайне не нравилась в качестве фаворитки сына другая его известная в истории наложница по имени Халиме-султан.

Поэтому она настаивала на ее замене, и в 1589 году Хандан-султан войдет в число фавориток шехзаде Мехмеда, родив ему в 1590 году сына Ахмеда. Стоит обратить внимание на то, что титулом хасеки, как об этом пишет Лесли Пирс, не обладала ни одна из наложниц Мехмеда III.

Образ Хандан-султан из сериала «Великолепный век. Империя Кесем» / © Татьяна Макарчева
Образ Хандан-султан из сериала «Великолепный век. Империя Кесем» / © Татьяна Макарчева

Расхождения историков

С этого момента у исследователей возникает ряд разногласий и противоречий. Например, Энтони Алдерсон при изучении структуры Османской династии в своей одноименной работе посчитал, что она была также матерью Мустафы, который, несмотря на тяжелое психическое расстройство, будет султаном дважды. Эта версия, скорее всего, ошибочна, так как второе восхождение на трон Мустафы случится намного позже смерти Хандан-султан и тогда валиде-султан при нем будет его истинная мать, та самая конкурентка по гарему — Халиме-султан.

Турецкий историк Йылмаз Озтуна при исследовании династии османов выдвинул версию, что старший сын будущего султана Селим, позже умерший от скарлатины, также был рожден ею. Эта версия тоже представляется маловероятной, поскольку годом его рождения был 1585-й, а войти в близость с Мехмедом в качестве наложницы ей «посчастливится» только четырьмя годами спустя. Как бы там ни было, в 1595 году ее господин станет султаном Османской империи Мехмедом III, приказав сразу после вступления на престол казнить 19 своих младших братьев.

Кристофано дель Альтиссимо «Портрет османского султана Мехмеда III» / Национальный фонд Аббатства Англси, Кембриджшир, Великобритания
Кристофано дель Альтиссимо «Портрет османского султана Мехмеда III» / Национальный фонд Аббатства Англси, Кембриджшир, Великобритания

Если рассматривать факт того, что Ахмед был единственным сыном Хандан, то она не могла не понимать, что после смерти своего мужа трон наследует старший сын султана, остававшийся на тот момент в живых, — шехзаде Махмуд. Вероятней всего, по закону Фатиха он велел бы казнить своих младших братьев, как до этого сделал его отец.

Часть исследователей считают, что он был сыном Халиме. Именно по этой причине Хандан действовала в сговоре со своей свекровью Сафие-султан и помогла ей оговорить этого шехзаде перед Мехмедом III. За шесть месяцев до своей смерти в 1603 году тот велит казнить своего старшего сына Махмуда по подозрению в измене.

Это событие приведет к тому, что трон займет следующий по старшинству наследник престола умершего Мехмеда III — им будет тринадцатилетний сын Хандан-султан Ахмед I.

Повышение в должности

После восхождения на трон ее сына Ахмеда I Хандан стала валиде-султан и, по уже укоренившейся в государстве османов традиции, являлась вторым по важности лицом после самого султана. И Лесли Пирс, и Энтони Алдерсон, и Неджет Сакауглы единодушны в своих выводах о том, что, несмотря на юный возраст, султан Ахмед I не собирался послушно выполнять волю окружавших его властных женщин. Он вырос во дворце и хорошо видел тлетворное влияние предыдущей валиде-султан, своей бабушки Сафие, на разложение государственного аппарата империи.

Первым делом он сошлет в Старый дворец свою бабку, а также всех слуг и наложниц, которых мог заподозрить в связи с ней. Также он не следовал советам матери и предпринял попытки ограничить ее власть. В частности, он отказался казнить своего полоумного брата Мустафу, оставив его в изоляции во дворце. Интересен также факт того, что денежное содержание, назначенное Хандан, было втрое ниже, чем у Сафие-султан.

Образ Сафие-султан из сериала «Великолепный век. Империя Кесем» / © Татьяна Макарчева
Образ Сафие-султан из сериала «Великолепный век. Империя Кесем» / © Татьяна Макарчева

Хандан-султан, как напишет об этом турецкий историк Гюнхан Борекчи, не желала оставаться в стороне от власти и с помощью высшего духовника по вопросам толкования положений ислама Мустафы-эфенди, смогла обеспечить себе положение главного наставника, стража и советника несовершеннолетнего султана.

Эти двое назначали и снимали визирей, контролируя их работу. В пике этих хлопот и забот Хандан-султан неожиданно и скоропостижно скончается в 1605 году, не дожив даже до 30 лет. У этой смерти тоже будет несколько версий различных исследователей.

Камил Аслангер «За чтением» (не является портретом Хандан-султан)
Камил Аслангер «За чтением» (не является портретом Хандан-султан)

Каковы причины смерти валиде-султан?

Энтони Алдерсон и Неджет Сакауглы выскажут подозрения, что умертвить свою мать решит сам Ахмед I, а заодно он расправится и с ее свекровью, своей «любимой» бабушкой Сафие-султан. Алдерсон утверждал:

«Ахмед I, вместо того, чтобы славить свою мать, отравил её в августе 1605 года, и это было логичным итогом гаремных интриг».

По его исследованиям, Сафие-султан умрет внезапно 10 ноября 1605 года, а через два дня, 12 ноября 1605 года, скоропостижно покинет этот мир Хандан.

Выгодополучателем от этого двойного убийства, именно так он это оценил, Алдерсон видит Ахмеда I, которого характеризует как весьма горячего и еще очень молодого человека, желавшего свергнуть одним махом женский султанат, возникший по попустительству его слабохарактерных предков. Однако есть сведения, что Сафие-султан умрет только после 1618 года, о чем свидетельствуют записи в книгах гарема Старого дворца по выплатам ей денежного содержания вплоть до этого года.

Камил Аслангер «Султанша» (не является портретом Хандан-султан)
Камил Аслангер «Султанша» (не является портретом Хандан-султан)

Также были предположения, что это месть Халиме за то, что Хандан-султан была соучастницей в организации оговора ее сына шехзаде Махмуда, послужившего причиной его казни. Впрочем, была ли Халиме матерью шехзаде Махмуда, тоже вопрос спорный.

Наконец, отравителем называют Сафие-султан: за то, что невестка не смогла уберечь ее от ссылки в Старый дворец и отстранения от дел, а также есть вариант, что это дело рук Кёсем — любимой наложницы Ахмеда I, которая начала прокладывать себе путь к власти.

Присутствуют также версии о самоубийстве Хандан, смерти на почве сильных психологических переживаний за своего сына во время серии восстаний, прокатившихся по Османской империи в те годы, и банальная болезнь желудка — возможно, простой приступ аппендицита.

Как бы там ни было, ее сын султан Ахмед I организует пышные похороны своей матери, которую погребут со всеми почестями в усыпальнице ее мужа в Айя-Софии. Хандан-султан проживет короткую, полную острых моментов жизнь, так и не успев вкусить всей полноты перспектив, которые могли бы раскрыться перед ней как перед матерью правящего султана Османской империи.

Источники:

  1. Лесли Пирс «Императорский гарем: Женщины и суверенитет в Османской империи».
  2. Энтони Алдерсон «Структура Османской династии».
  3. Неджет Сакауглы «Султанши – Владычицы Османских земель».
  4. Гюнхан Бёрекчи «Династия на грани исчезновения: Мехмед III, Ахмед I, Мустафа I и политический кризис османов в XVII веке».
Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.