В прошлой статье я описал боевой путь линкора «Шарнхорст», при этом в ней неоднократно упоминался его соплаватель и систершип «Гнейзенау» также прославившийся своими рейдами. О нём вам будет рассказано в этой статье.
Первый спуск и оснащение Линкора
Итак, «Гнейзенау» был заложен 3 мая 1935 в Киле. Корабль словно предвидя непростую судьбу «торопился жить» — 8 декабря 1936 при спуске на воду он оборвал цепи кабестанов, и, разогнавшись вследствие неконтролируемого спуска, слегка повредил корму при ударе о грунт.
21 мая 1938 после проведения положенной программы испытаний и учений был официально введён в строй Кригсмарине. Примечательно, что, несмотря на все доработки, он на семь месяцев опередил своего собрата по грядущим атлантическим рейдам и даже успел перед войной выполнить ряд плаваний в этом регионе.

Технические характеристики «Гнейзенау»:
- Водоизмещение — 34 тонны.
- Длина — 229 метров
- Ширина — 30 метров
- Осадка — 9.2 метра
- Мощность — 161 л.с
- Скорость — 30.7 узлов
- Экипаж — 56 офицеров,1613 матросов (1669 чел.)
Вооружение Немецкого Линкора:
- Артиллерия — 9х283 мм.
- Зенитная артиллерия — 14х105 мм, 16х37 мм, 10х20мм.
- Радиоэлектрическое — FuMB-4, FuMB Ant-6 Palau
- Радиолокационное — FuMO-22
«Гнейзенау» на службе Рейху
Начало ВМВ застало линкор в Брунсбюттеле, на следующий день он получил боевое крещение – был атакован бомберами «Веллингтон» не получив никаких повреждений. 9 октября 1939 «Гнейзенау» принял участие в операции отвлечения сил Гранд Флита охотящихся за «карманными линкорами» в Северной Атлантике.
21 ноября 1939 он вышел в первый совместный с «Шарнхорстом» рейд к Фарерским островам, акция закончилась встречей со вспомогательным крейсером «Равалпинди», который немцы просто закидали снарядами, сделав почин на будущее время. Англичане начали преследование силами двух линкоров и пары линейных крейсеров, но быстрые рейдеры легко оторвались от них. 27 ноября они отшвартовались в Вильгельмсхафене.

В апреле 1940 года тандем принял участие в операции «Везенберг» — ему отводилась роль прикрытия высаживавшихся войск с моря. В самом начале операции англичане атаковали корабли этой завесы силами эскадрильи лёгких бомберов «Бленхейм» — ни они, ни зенитчики линкоров не добились успехов, но на перехват предполагаемого прорыва к берегам Норвегии вышли тяжёлые корабли Гранд Флита.
Утром 9 апреля на немцев напоролся в тумане линейный крейсер «Ринаун», поприветствовав их залпами своих 15-дюймовых орудий. В принципе линейные силы сторон были примерно равны, но британца сопровождали восемь эсминцев, торпеды которых обещали печальную судьбу рейдерам в случае потери ими скорости, поэтому немцы приняли решение покинуть поле боя.
В ходе артиллерийской дуэли «Гнейзенау» добился двух попаданий в лидера группы, который ответил ему тем же, выбив кормовую башню ГК и повредив систему управления огнём, при этом погибли шесть членов экипажа. 12 апреля соплаватели вернулись на базу.
5 мая линкор подорвался на магнитной мине в районе устья Эльбы – повреждения были не слишком серьёзными, но требовали постановки в док, поэтому до 21 мая корабль «лечился» в Киле. В начале июня вместе с «Шарнхорстом» он вновь отправился к берегам Норвегии, исход сражения за которую всё ещё не был определён.
Здесь им крупно повезло: они наткнулись на авианосец «Глориес», который и «нафаршировали» сталью. Эсминцы прикрытия «Акаста» и «Ардент», пытаясь прикрыть флагман, вышли в самоубийственную торпедную атаку, но их успехи ограничились попаданием одной торпеды в «Шарнхорст», «Гнейзенау» серьёзных повреждений не получил.
Однако как вы знаете, от судьбы не уйдёшь – 21 июня в него всадила торпеду британская подлодка «Клайд», это привело к серьёзному затоплению и потере скорости, однако корабль смог дойти до Тронхейма, где ему в авральном порядке заварили пробоину. 27 июня рейдер отшвартовался в своём родном Киле, где в течение пяти месяцев проходил капитальный ремонт и модернизацию.
В декабре в паре с «Шарнхорстом» была предпринята попытка прорыва в северную Атлантику, но серьёзная поломка вынудила прервать операцию.

Тем не менее, в январе следующего 1941 года тандем всё-таки смог вырваться на британские коммуникации. Результатом проводившейся под командованием адмирала Лютьенса операции «Берлин» стало уничтожение более чем двадцати транспортов суммарным тоннажем свыше 115 000 тонн.
В марте корабли отшвартовались в Бресте. На протяжении 1941 года «Брестская группа» выполнила ещё несколько рейдов, в результате чего англичане, неслабо взбешенные этими «уколами» начали регулярные авианалёты на порт базирования рейдеров.

Наиболее результативными стали имевшие место в начале апреля, когда одна из бомб угодила в отель, где квартировали офицеры линкоров – у меня просто нет данных о том, сколько их там погибло. Ну а 6 апреля одиночный торпедоносец канадца Кэмпбелла всадил в правый борт «Гнейзенау» торпеду – это стало причиной серьёзных повреждений корпуса, внутренних переборок, а также машин и топливных ёмкостей, кроме того серьёзно пострадало электрическое и навигационное оборудование корабля.
Он был введён в сухой док, где в ночь на 10 апреля его поразили четыре бомбы, вызвавшие новые обширные разрушения, убившие и ранившие свыше полутора сотен членов экипажа. Таким образом, с самого начала стало ясно, что рейдерам в Бискайском заливе делать нечего, тем более что потери опытных моряков значительно понизили боеспособность команды.
В феврале 1942 года была предпринята операция «Цербер» — линкоры в кампании крейсера «Принц Ойген» и флотилии миноносцев пошли на прорыв в Северное море через Ла-Манш. Несмотря на то, что англичане скоро опомнились, подвести тяжёлые корабли они уже не успевали, что и позволило немцам проскочить наиболее опасный участок без особых проблем. 15 февраля соплаватели пришли в Киль – это был их последний совместный поход.

Пожалуй, я достаточно уверенно могу утверждать, что к тому времени эти рейдеры исчерпали лимит «военного счастья», так «Гнейзенау» не везло с самого начала возвращения «на родину»: он напоролся на риф, повредил об лёд лопасти винта.
Но фатальным стал налёт авиакрыла британских бомберов, один из которых смог поразить корабль в районе передней башни, при этом погибли более сотни моряков. Хотя взрыва БК удалось избежать, носовая часть была полностью выведена из строя.
Всё когда-то заканчивается
Для ремонта линкор перегнали в Готенхафен, где началось его восстановление, однако в начале следующего года было принято решение прекратить работы. 2 февраля 1943 он был исключён из боевого состава Кригсмарине и до конца войны использовался как блокшив.
В конце марта 1945 года при приближении к городу советских войск, корпус корабля был затоплен на фарватере. После войны его подняли и отправили на слом поляки.

Подводя итоги жизни и смерти этого легендарного рейдера, могу заметить, что она в немалой степени была предопределена тем, что время крупных боевых кораблей, не прикрытых с воздуха и при этом не имеющих эффективной ПВО (зенитные орудия уже не могли её обеспечить) к тому времени прошло.
Не случайно «Гнейзенау» получил самые тяжёлые в своей карьере повреждения в результате именно воздушных атак, они же стали и причиной его окончательного выхода из строя и бесславного конца. И хотя этот линкор оставил весьма заметный след в истории ВМВ, приходится согласиться с сэром Черчиллем, нарёкшим германские рейдеры «прекрасными, но уже срезанными цветами».