«Гнейзенау» — боевой путь немецкого линкора

Война

В прошлой статье я описал боевой путь линкора «Шарнхорст», при этом в ней неоднократно упоминался его соплаватель и систершип «Гнейзенау» также прославившийся своими рейдами. О нём вам будет рассказано в этой статье.

Первый спуск и оснащение Линкора

Итак, «Гнейзенау» был заложен 3 мая 1935 в Киле. Корабль словно предвидя непростую судьбу «торопился жить» — 8 декабря 1936 при спуске на воду он оборвал цепи кабестанов, и, разогнавшись вследствие неконтролируемого спуска, слегка повредил корму при ударе о грунт.

21 мая 1938 после проведения положенной программы испытаний и учений был официально введён в строй Кригсмарине. Примечательно, что, несмотря на все доработки, он на семь месяцев опередил своего собрата по грядущим атлантическим рейдам и даже успел перед войной выполнить ряд плаваний в этом регионе.

Линкор «Гнейзенау» в море.
Линкор «Гнейзенау» в море.

Технические характеристики  «Гнейзенау»:

  • Водоизмещение 34 тонны.
  • Длина — 229 метров
  • Ширина — 30 метров
  • Осадка — 9.2 метра
  • Мощность — 161 л.с
  • Скорость 30.7 узлов
  • Экипаж — 56 офицеров,1613 матросов (1669 чел.)

Вооружение Немецкого Линкора:

  • Артиллерия — 9х283 мм.
  • Зенитная артиллерия 14х105 мм, 16х37 мм, 10х20мм.
  • Радиоэлектрическое — FuMB-4, FuMB Ant-6 Palau
  • Радиолокационное — FuMO-22

«Гнейзенау» на службе Рейху

Начало ВМВ застало линкор в Брунсбюттеле, на следующий день он получил боевое крещение – был атакован бомберами «Веллингтон» не получив никаких повреждений. 9 октября 1939 «Гнейзенау» принял участие в операции отвлечения сил Гранд Флита охотящихся за «карманными линкорами» в Северной Атлантике.

21 ноября 1939 он вышел в первый совместный с «Шарнхорстом» рейд к Фарерским островам, акция закончилась встречей со вспомогательным крейсером «Равалпинди», который немцы просто закидали снарядами, сделав почин на будущее время. Англичане начали преследование силами двух линкоров и пары линейных крейсеров, но быстрые рейдеры легко оторвались от них. 27 ноября они отшвартовались в Вильгельмсхафене.

Церемония спуска Гнейзенау.
Церемония спуска Гнейзенау.

В апреле 1940 года тандем принял участие в операции «Везенберг» — ему отводилась роль прикрытия высаживавшихся войск с моря. В самом начале операции англичане атаковали корабли этой завесы силами эскадрильи лёгких бомберов «Бленхейм» — ни они, ни зенитчики линкоров не добились успехов, но на перехват предполагаемого прорыва к берегам Норвегии вышли тяжёлые корабли Гранд Флита.

Утром 9 апреля на немцев напоролся в тумане линейный крейсер «Ринаун», поприветствовав их залпами своих 15-дюймовых орудий. В принципе линейные силы сторон были примерно равны, но британца сопровождали восемь эсминцев, торпеды которых обещали печальную судьбу рейдерам в случае потери ими скорости, поэтому немцы приняли решение покинуть поле боя.

В ходе артиллерийской дуэли «Гнейзенау» добился двух попаданий в лидера группы, который ответил ему тем же, выбив кормовую башню ГК и повредив систему управления огнём, при этом погибли шесть членов экипажа. 12 апреля соплаватели вернулись на базу.

Боевой путь линкора «Гнейзенау»

5 мая линкор подорвался на магнитной мине в районе устья Эльбы – повреждения были не слишком серьёзными, но требовали постановки в док, поэтому до 21 мая корабль «лечился» в Киле. В начале июня вместе с «Шарнхорстом» он вновь отправился к берегам Норвегии, исход сражения за которую всё ещё не был определён.

Здесь им крупно повезло: они наткнулись на авианосец «Глориес», который и «нафаршировали» сталью. Эсминцы прикрытия «Акаста» и «Ардент», пытаясь прикрыть флагман, вышли в самоубийственную торпедную атаку, но их успехи ограничились попаданием одной торпеды в «Шарнхорст», «Гнейзенау» серьёзных повреждений не получил.

Однако как вы знаете, от судьбы не уйдёшь – 21 июня в него всадила торпеду британская подлодка «Клайд», это привело к серьёзному затоплению и потере скорости, однако корабль смог дойти до Тронхейма, где ему в авральном порядке заварили пробоину. 27 июня рейдер отшвартовался в своём родном Киле, где в течение пяти месяцев проходил капитальный ремонт и модернизацию.

В декабре в паре с «Шарнхорстом» была предпринята попытка прорыва в северную Атлантику, но серьёзная поломка вынудила прервать операцию.

Автор Aavo Teder.
Автор Aavo Teder.

Тем не менее, в январе следующего 1941 года тандем всё-таки смог вырваться на британские коммуникации. Результатом проводившейся под командованием адмирала Лютьенса операции «Берлин» стало уничтожение более чем двадцати транспортов суммарным тоннажем свыше 115 000 тонн.

В марте корабли отшвартовались в Бресте. На протяжении 1941 года «Брестская группа» выполнила ещё несколько рейдов, в результате чего англичане, неслабо взбешенные этими «уколами» начали регулярные авианалёты на порт базирования рейдеров.

Автор Michel Guyot. Атака на Гнейзенау.
Автор Michel Guyot. Атака на Гнейзенау.

Наиболее результативными стали имевшие место в начале апреля, когда одна из бомб угодила в отель, где квартировали офицеры линкоров – у меня просто нет данных о том, сколько их там погибло. Ну а 6 апреля одиночный торпедоносец канадца Кэмпбелла всадил в правый борт «Гнейзенау» торпеду – это стало причиной серьёзных повреждений корпуса, внутренних переборок, а также машин и топливных ёмкостей, кроме того серьёзно пострадало электрическое и навигационное оборудование корабля.

Он был введён в сухой док, где в ночь на 10 апреля  его поразили четыре бомбы, вызвавшие новые обширные разрушения, убившие и ранившие свыше полутора сотен членов экипажа. Таким образом, с самого начала стало ясно, что рейдерам в Бискайском заливе делать нечего, тем более что потери опытных моряков значительно понизили боеспособность команды.

В феврале 1942 года была предпринята операция «Цербер» — линкоры в кампании крейсера «Принц Ойген» и флотилии миноносцев пошли на прорыв в Северное море через Ла-Манш. Несмотря на то, что англичане скоро опомнились, подвести тяжёлые корабли они уже не успевали, что и позволило немцам проскочить наиболее опасный участок без особых проблем. 15 февраля  соплаватели пришли в Киль – это был их последний совместный поход.

Автор Michel Guyot. Операция Цербер 1942. Шарнхорст и Гнейзенау.
Автор Michel Guyot. Операция Цербер 1942. Шарнхорст и Гнейзенау.

Пожалуй, я достаточно уверенно могу утверждать, что к тому времени эти рейдеры исчерпали лимит «военного счастья», так «Гнейзенау» не везло с самого начала возвращения «на родину»: он напоролся на риф, повредил об лёд лопасти винта.

Но фатальным стал налёт авиакрыла британских бомберов, один из которых смог поразить корабль в районе передней башни, при этом погибли более сотни моряков. Хотя взрыва БК удалось избежать, носовая часть была полностью выведена из строя.

Всё когда-то заканчивается

Для ремонта линкор перегнали в Готенхафен, где началось его восстановление, однако в начале следующего года было принято решение прекратить работы. 2 февраля 1943 он был исключён из боевого состава Кригсмарине и до конца войны использовался как блокшив.

В конце марта 1945 года при приближении к городу советских войск, корпус корабля был затоплен на фарватере. После войны его подняли и отправили на слом поляки.

Автор Piotr Forkasiewicz. Немецкий линкор Гнейзенау.
Автор Piotr Forkasiewicz. Немецкий линкор Гнейзенау.

Подводя итоги жизни и смерти этого легендарного рейдера, могу заметить, что она в немалой степени была предопределена тем, что время крупных боевых кораблей, не прикрытых с воздуха и при этом не имеющих эффективной ПВО (зенитные орудия уже не могли её обеспечить) к тому времени прошло.

Не случайно «Гнейзенау» получил самые тяжёлые в своей карьере повреждения в результате именно воздушных атак, они же стали и причиной его окончательного выхода из строя и бесславного конца. И хотя этот линкор оставил весьма заметный след в истории ВМВ, приходится согласиться с сэром Черчиллем, нарёкшим германские рейдеры «прекрасными, но уже срезанными цветами».

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.