«Гадкий утёнок»: непростая история русской балерины Ольги Преображенской

Мир

Маленькая, худая, немного сутулая, да ещё и припадающая на одну ногу – когда она вошла в класс, преподаватели едва сдержали своё удивление. «Тщедушна, мала ростом», – прозвучал суровый вердикт, а потом пригласили следующую претендентку. Ольге Преображенской, которая так мечтала поступить в театральное училище, так и не удалось этого сделать. Но девочка не отчаивалась.

Она снова и снова тренировалась, старалась совершенствовать свои движения. Ольга много пела и танцевала. Некрасивая и сутулая, она менее всего походила на будущую артистку театра, однако всё равно упорно боролась за свою мечту. Тогда, глядя на нескладную девочку, мало кто мог вообразить, что со временем она превратится в одну из самых известных русских балерин. Её техникой и грацией будут восхищаться миллионы людей, но путь к славе окажется очень непростым. Как же Ольга Преображенская сумела покорить Мариинский театр?

«Гадкий утёнок»

Ольга родилась в 1871 году в Санкт-Петербурге. Её отец был простым канцелярским служащим, но, зная о любви маленькой дочери к танцам, поддерживал её стремление стать балериной. Именно родителям и своему стальному характеру Ольга обязана успехом.

Когда девочка отправилась поступать в театральное училище, комиссия даже не захотела смотреть выступление малышки. Педагогов можно понять: балетные нагрузки требовали немало сил, а перед ними стоял маленький ребёнок не слишком здорового вида. Проблемы со спиной и ногами, хрупкость и некрасивая внешность – разве могла такая девочка стать балериной?

Юная балерина (не является портретом Ольги Преображенской) / © Darya Vyunova
Юная балерина (не является портретом Ольги Преображенской) / © Darya Vyunova

Становление «железной» Ольги
Однако Ольга не сдавалась, и родители поддерживали юную танцовщицу. Три года подряд отец пытался устроить девочку в училище, и наконец ему это удалось. И вот тогда открылось чудо. Выяснилось, что у Преображенской совершенные балетные ноги – в них имелась та самая выворотность, которую многие нарабатывают годами. А ещё девочка отличалась сильными и пластичными движениями. Словом, она действительно оказалась прирождённой балериной. Правда, имелась серьёзная проблема – сутулость. Её педагогу приходилось всё время толкать девочку в спину, чтобы она выпрямилась.

У юной балерины даже появилась возможность поучиться мастерству у иностранных исполнителей. Она ездила в Милан , где осваивала технику под началом Катарины Беретта, занимавшейся с девочкой несколько часов каждый день. Преображенская стремилась совершенствовать каждое движение, «шлифуя» свой танец и действительно доводя его до некоего идеала. Лучше исполнить его мог лишь один человек – она сама. Сложно было поверить, что эта «железная танцовщица» (а именно так называла себя Преображенская) прежде была слабой и хрупкой девочкой.

Соперничество и неприятности

Успешно сдав выпускной экзамен в 1889 году, Ольга начала выступать на сцене. Многие балерины всю жизнь исполняли небольшие партии в кордебалете. Однако Преображенскую снова выручил её талант. Режиссёры стали замечать, что девушка способна импровизировать, причём технически значительно выше других исполнительниц. Вскоре Ольга стала получать всё более значимые партии, где могла максимально раскрыть своё мастерство.

Фотография балерины Ольги Преображенской в главной роли в балете "Сильвия"
Фотография балерины Ольги Преображенской в главной роли в балете «Сильвия»

Кстати, немало проблем создавало для Ольги возвышение Матильды Кшесинской. Выпустившись на год раньше Преображенской, та очень скоро начала исполнять главные партии – в немалой степени этому способствовал роман Матильды с наследником престола. Но если поначалу Кшесинская не считала Ольгу своей конкуренткой, то в дальнейшем стала замечать, что Преображенская наступает ей на «пятки».

Так, например, однажды Ольге Преображенской досталась роль Лизы в «Тщетной предосторожности». Прежде эту партию исполняла лишь Кшесинская. На первом же выступлении произошёл конфуз – кто-то открыл клетки с курами, стоявшие на сцене, да ещё и прямо во время танца Ольги. Несмотря на переполох, балерина успешно исполнила свою партию, чем вызвала восторг зала и негодование соперницы.

Ольга Преображенская в 1900-х годах
Ольга Преображенская в 1900-х годах

За границей

В 1900 году Ольга Иосифовна стала прима-балериной Мариинского театра. Она не только выступала, но и активно занималась преподавательской деятельностью. В 1920 году балерина оставила сцену, а вскоре покинула Россию. Несколько лет Преображенская жила в Милане, Париже, посещала Лондон и Буэнос-Айрес. Она продолжала преподавать хореографию и, как вспоминали, часто не брала платы за занятия с малоимущих, но талантливых учеников. Искусствовед Аким Волынский писал:

«Пусть в Преображенской нет ничего монументального, и тем не менее перед нами — театральная сила в целой полноте своей неповторимой индивидуальности».

В 1960 году Ольга Иосифовна оставила преподавательскую деятельность, а через два года знаменитой русской балерины не стало, ей был 91 год. Говорили, что вместе с нею ушла целая эпоха того самого «старого доброго» балета, который заложил основу для нынешнего искусства. Жизнь Ольги Преображенской не раз доказывала, что лёгкость и изящество на сцене – это результат титанического труда в жизни, а заслуженная слава очень часто оказывается выстраданным результатом долгой борьбы.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.