Филиппинский скандал Пепси-Колы — как по 1 млн. песо выиграло 600 тысяч человек?

Мир

История знает немало случаев, когда компании с мировым именем серьезно ошибались при проведении разного рода рекламных мероприятий, в том числе, с розыгрышем призов. В большинстве ситуаций все проблемы решались быстро, буквально путем пары сообщений в СМИ с извинениями или, другой вариант, небольшими денежными компенсациями «пострадавшим». Пепси-Кола в этом плане переплюнула всех. Мало того, что из-за ошибки менеджеров, допущенной в 1992 году ей пришлось почти полностью уйти из региона, так еще и финансовые потери могли оказаться такими, что компания попала под риск полного закрытия по всему миру!

Протесты против Пепси
Протесты против Пепси

Денежные призы как средство привлечения покупателей

Пепси-Кола пришла на рынок Филиппин в самом конце 80-х гг., и, в условиях почти полного отсутствия конкуренции, принялась привлекать людей сравнительно щедрыми рекламными кампаниями, связанными с розыгрышами денежных призов. Стратегия выбрана отменная – на Филиппинах люди живут очень бедно, 1500 песо в месяц считалось неплохой зарплатой, а компания разыгрывала по 100-200 песо, неплохая прибавка к бюджету.

Скажете, расходное дело? Да, в каком-то смысле его можно назвать убыточным, но только с той точки зрения, что выигрыши придется платить в любом случае, а расходы могут и не окупиться из-за недостаточного спроса. Но в данном случае все опасения оказались напрасными – Пепси быстро обрела любовь десятков миллионов филиппинцев, и на долю компании «выпало» порядка четверти национального рынка газированных напитков. Доходы такие, что можно любые конкурсы и лотереи проводить без опасений за финансовое состояние фирмы. Так и полагало руководство компании до 1992 года, пока не произошла катастрофа…

Рекламный плакат Pepsi
Рекламный плакат Pepsi

Инцидент «349»

В 1992 году Пепси в очередной раз решила провести денежный розыгрыш среди филиппинцев со сравнительно крупными призами. Так, средний покупатель газировки мог заглянуть под крышку бутылки, и выиграть от 100 до 300 песо. Некоторые счастливчики получали по паре-тройке тысяч. Главный приз – 1 млн. песо. По задумке компании, рассчитывать на него могли лишь двое, именно столько крышечек со счастливыми цифрами планировалось выпустить в продажу. Филиппинцы люди не жадные, даже в чем-то щедрые, наивные, словно дети, но красиво жить любят. В погоне за призрачным богатством семьи начали спускать на газировку чуть ли не все имеющиеся деньги, и с азартом в душе ждали заветного розыгрыша в прямом эфире. Шутка ли, чтобы заработать миллион песо среднему островитянину пришлось бы трудиться порядка 50 лет!

Компания подавала это, как лотерею со случайным выбором номера-победителя, но, скорее всего, все было спланировано заранее.

25 мая 1992 года прошел тот самый роковой розыгрыш. С торжественной моськой ведущий озвучил номер победителя – 349! В этот момент около 600 тысяч филиппинцев мысленно увидело себя в сказочных дворцах в окружении рабов… Именно столько крышечек с номером 349 было выпущено в продажу. Ошибка! То ли номер перепутали, то ли пустили в производство ошибочное число, но компания встряла на огромные деньги. Разочаровать азартных филиппинцев решили уже в ходе прямого эфира, назвав другой номер (134), но многотысячную толпу «нежданно богатых» было уже не остановить.

Руководство Пепси быстро прикинуло, что если выплатить весь положенный выигрыш, то придется полностью закрыть компанию по всему миру в связи с банкротством.

Те самые крышки с номером "349"
Те самые крышки с номером «349»

Последствия

Разгневанные филиппинцы, оставшиеся без миллиона песо, почти сразу принялись:

  • крушить офисы компании;
  • жечь грузовики с логотипом Пепси;
  • забрасывать камнями сотрудников фирмы.

Один уникум и вовсе швырнул в толпу гранату, в результате чего три человека погибли, а еще с десяток получили ранения.

Впрочем, не народные волнения больше всего волновали Пепси, уже тогда стало ясно, что рынок Филиппин потерян, скорее всего, навсегда. Началась череда судов, попутно компания вывозила из страны свое имущество, включая нереализованные партии газировки. Интересно, что суды встали на сторону Пепси. Согласно решению органов власти, «злого умысла у Пепси не было», однако в целях сглаживания своей вины фирма согласилась выплатить каждому «пострадавшему» компенсацию в размере 500 песо. Сумма набежала тоже немалая, но для мирового гиганта вполне посильная.

И уже тогда активизировались конкуренты Пепси, в первую очередь, Кока-Кола, которая до этого на Филиппинах была представлена слабо и особого веса на рынке не имела, а также ряд европейских производителей газированных напитков. Казалось бы, прошло 30 лет, все должно было забыться, но нет, филиппинцы до сих пор ассоциируют слово «Пепси» с обманом, а местные торговцы считают зазорным торговать продукцией этой компании в своих магазинах. Кто знает, может в будущем ситуация и изменится, но пока для Пепси-Колы рынок Филиппин остается не то чтобы закрытым, но не совсем доступным…

А что вы предпочитаете: Пепси, Колу или наш российский аналог?))

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.