Европа бросала в него камни, а Россия прощала: тайна Ореста Кипренского

Бегая по двору вместе с ребятнёй и помогая на конюшне, он нередко замечал на себе пристальный взгляд помещика Дьяконова. Казалось бы, что могло интересовать барина в этом обыкновенным мальчишке, сыне крепостных? Но Дьяконов знал, что маленький Орест приходится ему вовсе не одной из «крепостных душ», а сыном – пусть и внебрачным. Это и определило судьбу мальчика.

Орест Кипренский принадлежал к тем людям, которым часто благоволит Фортуна. По решению помещика Дьяконова он был отправлен на обучение в Академию искусств, где ярко раскрылся талант юноши. Кипренский, родившийся крепостным, с ходом времени смог превратиться в одного из самых знаменитых художников России. Его принимали в лучших домах Европы, однако все его заслуги обратились в прах в одно мгновение. Какой же была жизнь Ореста Кипренского? И как он оказался на краю пропасти?

Сын помещика

Орест Адамович родился в 1782 году в усадьбе Нежинское под Петербургом. По документам его родителями значились крепостные Анна Гаврилова и Адам Швальбе, но на самом деле настоящим отцом маленького Ореста был помещик Алексей Дьяконов. Не имевший законнорожденных детей барин поддерживал мальчика.

Когда Орест был ещё совсем юным, отец подписал ему вольную, а когда мальчику исполнилось шесть лет, помещик решил определить его в Воспитательное училище при Академии художеств. Как мне кажется, выбор этого учебного заведения был сделан неспроста. Дьяконов, который любил проводить время с сыном, вероятно, подметил, что у мальчика хороший художественный вкус и имеются способности к рисованию.

Пора обучения

Учиться Оресту нравилось. Сначала воспитанники знакомились с простыми узорами и орнаментами, перерисовывали несложные эскизы и делали копии с античных статуй. Со временем Кипренский был принят и в саму Академию художеств. Здесь он начал создавать свои первые «осмысленные» работы.

Уже в первые годы обучения юный живописец приобрёл репутацию талантливого и очень способного ученика. Он отличался усидчивостью и добросовестностью. Глядя на то, как тщательно воспитанник накладывает краски и обдумывает работу с цветом и тенью, его наставники не сомневались: этого паренька ждёт большое будущее.

Орест Кипренский «Автопортрет» / Третьяковская галерея, Москва
Орест Кипренский «Автопортрет» / Третьяковская галерея, Москва

В ту пору лучшие ученики Академии могли претендовать на денежное пособие, которое выделялось для поездки в Европу и дальнейшее совершенствование мастерства. Однако Оресту не повезло – его обошёл другой молодой художник. Но Кипренский не собирался опускать руки. Он попросил позволить ему продолжить обучение, а через некоторое время всё-таки одержал победу в художественном «соревновании» и выиграл поездку. Впрочем, и здесь было не всё гладко – путешествие пришлось отложить, так как в Европе разгорались наполеоновские войны.

Взлёт и падение

Но все эти трудности не помешали талантливому мастеру приобрести известность на родине. Его считали одним из самых талантливых живописцев того времени, причём Кипренскому благоволила сама императрица Елизавета Алексеевна. А в 1816 году он отправился в долгожданную поездку по странам Европы. В Германии коллеги встречали его как выдающегося мастера, а во Флоренции ему и вовсе предложили написать картину для галереи Уффици. Это означало международное признание.

А потом произошло то, что и сегодня называют самым загадочным моментом биографии художника. В Риме он написал картину «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке». Её матерью была очаровательная натурщица, нередко позировавшая живописцу (её можно увидеть в «Анакреоновой гробнице»). Но потом вдруг та самая натурщица была найдена мёртвой – причём в доме Кипренского.

Орест Кипренский «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке» / Третьяковская галерея, Москва
Орест Кипренский «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке» / Третьяковская галерея, Москва

Сразу же по Италии поползли слухи, что это сам живописец убил женщину. Никаких доказательств вины не было, однако Орест Адамович превратился в изгоя. Он даже не мог спокойно выйти на улицу – местные мальчишки тут же начинали швырять в него камни. Позаботившись о судьбе бедной сиротки, которую он определил на воспитание в монастырь, он спешно бежал в Россию. Но и здесь его встретили очень холодно. Константин Паустовский в своей «Книге о художниках» писал:

«Кипренский был выброшен из общества. Он затаил обиду. В Италию художник вернуться не мог, Париж не хотел его замечать».
Лишь благодаря старым друзьям и покровителям Орест Кипренский нашёл в себе силы снова взяться за кисть. Постепенно о трагическом происшествии в Италии позабыли – Россия была благосклонна к таланту. Именно в тот непростой период «возрождения» Кипренский написал свою выдающуюся работу — портрет Александра Пушкина. И хотя великий поэт был весьма придирчив, это полотно вызвало его искреннее восхищение. А сам художник, отыскав свою воспитанницу-сиротку из Италии, решил жениться на ней. Анна-Мария Фалькуччи дала согласие, и в 1836 году сыграли свадьбу. Вот только сказочного финала в жизни Кипренского так и не случилось. Всего через три месяца после торжества мастер умер от воспаления лёгких, так и не увидев свою малютку-дочь, которая появилась на свет уже после смерти отца.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.