Евпраксия Рязанская — за что канонизировали греховную княгиню?

Мир

О том, что христианская церковь не поощряет, а даже напротив, порицает самоубийства, известно всем. Однако среди канонизированных личностей есть и самоубийцы — правда, здесь важнейшая роль отводится обстоятельствам, при которых произошла гибель человека.

Пример тому — судьба Евпраксии Рязанской. В русских летописях воспевается её красота и, как мне кажется, это были далеко не пустые слова льстивых авторов. Евпраксия действительно была необыкновенной женщиной. Она предпочла смерть бесчестию, а жизнь без любимого супруга решила прервать страшным грехом, который в дальнейшем был оправдан. Итак, давайте же познакомимся с её трагической историей.

Немного предыстории

Дата рождения Евпраксии Рязанской так и остаётся тайной для историков. Как мне кажется, появиться на свет она могла в начале XIII века, ведь в 1237 году уже произошли события, ставшие роковой точкой для жизни этой женщины. На тот момент ей могло быть около 20-30 лет.

О юных годах Евпраксии тоже ничего не известно. Однако о ней уже в статусе супруги князя Фёдора Рязанского летописцы писали весьма хвалебные слова. Согласно древним источникам, молодая княгиня была умна, невероятно красива и добра. Впрочем, красоту Евпраксии замечали не только рязанцы и их князь.

Михаил Петров «Княгиня Евпраксия с сыном Иваном»
Михаил Петров «Княгиня Евпраксия с сыном Иваном»

В начале 1237 год монголо-татарские войска во главе с ханом Батыем уже подошли к реке Воронеж, оказавшись поблизости от рязанских земель. Конечно, местные правители осознавали, что вот-вот на них двинутся монгольские полчища. Чем заканчивались нашествия орды Батыя, знали в ту пору все. Вместе с монголами приходили смерть, голод, разорение, насилие и беды.

Местный князь Юрий Ингваревич Рязанский призывает на помощь дружественных ему правителей. Откликаются далеко не все, однако вскоре к Рязани подходят войска князей, готовых оказать поддержку Юрию. Но князь прекрасно понимал, что ему необходимо время для объединения дружин и создания полноценной армии.

Князь Фёдор у Батыя

Чтобы немного выиграть время, Юрий Ингваревич отправляет к Батыю своего сына Фёдора с дарами. Тот должен был убедить монгольского предводителя не идти на Рязанскую землю (на самом деле — оттянуть срок вторжения — все понимали, что монголы не остановятся).

Я уверена, столь непростое решение далось Юрию не без труда, однако заменить Фёдора кем-то другим он не мог — визит сына рязанского князя показывал серьёзность намерений местного правителя. О дальнейших событиях нам рассказывает «Повесть о разорении Рязани Батыем»:

«И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Фёдор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своём распалился в похоти своей и сказал князю Фёдору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей».
Михаил Петров «Князь Федор Юрьевич и Батый»
Михаил Петров «Князь Федор Юрьевич и Батый»

Трагедия Рязани

Как и следовало ожидать, на столь оскорбительную просьбу Фёдор ответил отказом. Он презрительно заметил, что христиане своих жён «нечестивцам на блуд» не водят. Батый же от этих слов разъярился и приказал убить князя. Тело Фёдора Рязанского было брошено зверям и птицам на растерзание.

Его участь разделили лучшие воины, сопровождавшие своего предводителя. Из той же летописи известно, что один из соратников Фёдора сумел спрятаться, а после тайно захоронил своего князя. Затем он поспешил в родной город, где рассказал Евпраксии о случившемся с её мужем. «Повесть о разорении Рязани Батыем» описывает самый трагический момент этой истории:

«Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своём и держала любимое чадо своё – князя Ивана Фёдоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти».
Николай Павленко «Рязанская княжна»
Николай Павленко «Рязанская княжна»

Несмотря на время, которое покойному Фёдору всё-таки удалось выиграть. Юрий Рязанский так и не сумел отразить атаку Батыя. Да, полки были собраны, и князь умело построил организацию дружины, однако силы противников были слишком неравными, чтобы рязанцы могли устоять в этом бою. Несмотря на это, именно в те страшные времена Батый, быть может, впервые столкнулся с истинно русским духом, который нельзя сломить.

О жизни (а вернее, о смерти) Евпраксии Рязанской есть различные предположения. Одни считают, что летопись в полной мере описывает её причины. Другие историки склоняются к тому, что женщина стала жертвой политических интриг.

Марясов Сергей «Евпраксия. Подвиг духа» / mirnaholste.narod.ru
Марясов Сергей «Евпраксия. Подвиг духа» / mirnaholste.narod.ru

Как бы то ни было, именно трагические судьбы рязанской княгини, её мужа и маленького сына показывают, насколько гордыми и стойкими могут быть русские люди. Через много веков не Батый, но уже другой враг России, король Пруссии Фридрих II, скажет: «Русских проще перебить, чем победить».

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.