Единство веры: видение Александра I о христианском объединении

Без рубрики

Он листал страницы Ветхого Завета и диву давался – здесь было множество строк, посвящённых ему самому, его жизни и России. Буквально каждая наугад открытая страница давала свои советы и указания. Неужто права была поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Он, образованнейший человек, стоявший во главе могучей державы, лишь сейчас понял это.

Российский император Александр I не принадлежал к тем, кого можно назвать глубоко верующими людьми. Однако война с Наполеоном кардинально изменила взгляды государя. Он чувствовал, что в мире есть некая великая высшая сила, способная играть правителями государств, словно пешками. Себя он тоже чувствовал одной из таких слабых фигур. Однако ветхозаветные тексты раскрывали перед ним всё больше истин. Неслучайно в историю Александр I вошёл как русский «император-мистик». Как же проявлялись необычные склонности монарха? И каким был тот самый «Александровский мистицизм»?

Перемены в душе

«Весть о скорой победе я узнал из Евангелия», — заявил князь Голицын. Он был давним другом императора Александра и видел, как тот беспокоится о будущем России. В войне с Францией действительно исход был неясен. Если же Российской империи грозило поражение, это означало крах всего, что так старательно пытался выстроить государь, того, над чем трудились его предки. Как считают биографы, именно тогда, после разговора с Голицыным, Александр изменил своё отношение к религии. А ведь глубоко верующим прежде императора нельзя было назвать.

В юности будущий правитель не слишком внимательно изучал богословие. Ему были интереснее «мирские» вещи, нежели мистические таинства христианства. Едва взойдя на престол, Александр Павлович возобновил деятельность масонских лож. Нет, он не принадлежал к ним, да и мало интересовался их делами. Однако его воцарение было связано с преобразованиями в самых разных сферах. Все твердили о свободомыслии и возможностях, которые раскрываются с приходом нового императора, и масонские ложи оказались в «белом» списке. Но сам Александр был очень далёк от подобных вещей.

Неизвестный художник «Портрет Александра I» (фрагмент) / Эрмитаж, Санкт-Петербург
Неизвестный художник «Портрет Александра I» (фрагмент) / Эрмитаж, Санкт-Петербург

Война, принесшая прозрение

Лишь в 1812 году, в самый разгар Отечественной войны, император переосмыслил свою жизнь и кардинально изменил взгляды. По настоянию князя Голицына он начал читать Евангелие, причём часто потрясённо замечал, что слова Святого Писания можно в точности сопоставить с настоящими событиями. Как заявлял друг, в Библии говорилось о грядущей победе России. За несколько месяцев Александр I стал религиозным и набожным человеком. Он писал прусскому епископу Эйлерту:

«Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил моё сердце теплотою веры, какой я не ощущал до тех пор. Так я познал Бога».

Здесь вы наверняка можете сказать, что психологически перемена, произошедшая в императоре, совершенно понятна. На фоне экстремальных событий Александр I старался «ухватиться за соломинку», которая дала бы надежду на спасение. Ею оказалась Библия. Наверное, в случае с обыкновенным человеком такие перемены заметили бы лишь родственники и друзья, но Александр Павлович был императором, а потому смена его взглядов сразу же отразилась на жизни страны.

Прянишников Илларион «Крестный ход»
Прянишников Илларион «Крестный ход»

Мистики при императоре

Благодаря друзьям государя Голицыну и Кошелеву, в России появилось Библейское общество, а вскоре, услышав о склонности императора к мистицизму, из Европы потянулись представители необычных экзотических течений христианства. Александр принимал их благосклонно, а в письмах своим знакомым признавался:

«Эта всеобщая тенденция к сближению с Христом Спасителем для меня составляет действительное наслаждение».

Российский император мечтал обрести истину, при этом порой смешивая самые разные христианские направления. Он участвовал в духовных обрядах различных конфессий, считая, что крайне важно объединить их в некую общую веру. Нередко этим самым «Александровским мистицизмом» пользовались не самые честные люди. Во время поездки в Европу в 1815 году духовной соратницей императора стала баронесса Крюденер, с которой тот долго поддерживал переписку о «смятении души», «прозрении истины» и прочих духовных проблемах. А в Михайловском замке и вовсе поселилась «пророчица» Екатерина Татаринова, которой благоволил император.

Конечно, мистицизм Александра I мало радовал духовных лиц. Неслыханная прежде толерантность, разговоры об объединении конфессий и обрядов возмущали церковные власти. С лёгкой руки монарха в России развернулась закулисная борьба. С одной стороны находились приближённые Александра, с другой – представители официальной церкви. Победа оказалась за последними – князь Голицын подал в отставку, а придворные мистики были распущены.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.