Cумасброднейший Собор — как развлекались Петр I и его соратники?

Мир

Пётр I прославился не только как великий реформатор и грозный правитель России, но и как любитель веселья и кутежа. Он не скрывал своего пристрастия к спиртным напиткам, отмечая в письмах, что “иные государственные дела… и за хмельницким исправляю”. Кроме того, не секрет, что Пётр интересовался европейскими традициями, а особенно ему нравились карнавалы, высмеивающие католические обряды.

Именно на основе слияния характера и увлечений царя появился Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший Собор. Что интересно, изначально он представлял собой лишь группу приближённых Петру лиц, но со временем Собор превратился в некое сообщество, где даже существовала своя иерархия. Что же собой представлял Всешутейший Собор?

Зарождение идей

Появление петровского Собора берёт исток ещё в юности царя. Ранние годы Петра прошли в Немецкой слободе, причём добрым другом, соратником и наставником стал Франц Лефорт, имеющий женевское происхождение. Он и нравы слободы оказали огромное влияние на формирование взглядов и идей царя.

Петру очень нравились празднества, которые проходили в этом регионе, хотя по православным меркам и старорусским канонам их приравнивали к разгулу и “разврату”. Отправившись в Великое посольство в Европу, русский царь побывал на нескольких карнавалах.

Их необычная культура произвела впечатление на государя, который решил учредить нечто подобное и в России. Конечно, приказать всему народу отмечать праздники так, как делали в Европе, он не мог. Но кто мешал самому Петру и его соратникам веселиться в подобном духе?

Дмитрий Белюкин «Петр Великий» / belukin.ru
Дмитрий Белюкин «Петр Великий» / belukin.ru

Особое общество Собора

Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший Собор, без сомнения, был затеей самого Петра I. Изначально так называли компанию соратников царя, которые под его чутким руководством напивались до потери человеческого облика.

Однако постепенно у этого “сообщества” появились свои цели и структура. Поначалу предназначением Собора было высмеивание традиций католической церкви, но постепенно пародии коснулись и православия.

Главой Собора считался “всешутейший князь-папа”, своеобразный “патриарх”, которых занимал эту должность пожизненно. Выборы его проходили в отдельной комнате за закрытыми дверями. На мой взгляд, здесь подразумевается явное копирование избрания Папы Римского.

Вы можете подумать, что во главе Собора стоял сам Пётр, однако это не так. За все годы существования этой “организации” царь ни разу не пытался возглавить её, оставаясь простым протодиаконом. Среди “князей-пап” можно выделить Матвея Нарышкина, Никиту Зотова и Петра Бутурлина.

Матвей Филимонович Нарышкин «Патриарх Милака» (Преображенская серия шутовских портретов)
Матвей Филимонович Нарышкин «Патриарх Милака» (Преображенская серия шутовских портретов)

“Ритуалы” Всешутейшего Собора

Стать членом Собора было не так просто — для этого следовало входить в круг доверенных лиц царя. Когда среди всешутейшей компании появлялся новичок, “патриарх” задавал ему вопрос: “Пиешь ли?”. Как понимаете, это пародия традиционного вопроса в христианстве: “Веруешь ли?”.

Становясь членом петровского Собора, человек получал новое имя. Впрочем, со словом “имя” я погорячилась — это было прозвище, причём чем выше “должность занимал представитель Собора — тем нецензурнее оно звучало.

Историк Василий Ключевский писал:

“Был конклав кардиналов, отъявленных пьяниц, носивших прозвища, которые никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати”.
Андрей Матвеевич Апраксин (Андрей Бесящий)
Андрей Матвеевич Апраксин (Андрей Бесящий)

Большая часть обрядов Всешутейшего Собора была связана с богохульством. У этого общества имелись “иконы” с изображением языческого бога виноделия Бахуса, его изображение было вышито на митре “патриарха”. Названия праздников Собора представляли собой переделанные именования христианских торжеств, причём в них обязательно содержались непристойные слова.

Ритуалы, что исполняли члены этого сообщества, напоминали православное действо во время важных праздников, однако всё подавалось с позиции высмеивания, богохульства и разврата. К примеру, перед Пасхой Собор усаживал своего “князя-папу” на верблюда, после чего шёл через всю Москву к какому-нибудь из излюбленных кабаков.

В исторических документах рассказывается об “освящении жилища” Франца Лефорта, что было проведено членами Собора в 1699 году. Всешутейшая компания появилась перед домом соратника Петра, окурила табаком его жилище, после чего совершила массовое возлияние. Как и полагалось, “ритуал” завершился всеобщей попойкой.

Денис Гордеев «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор Петра I»
Денис Гордеев «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор Петра I»

Безумства Петра и приближённых

Всешутейший Собор Пётр превратил в своё “оружие”, позволявшее царю глумиться и насмехаться над высшей знатью. Он знал, что многим придворным не по душе реформы и новшества, установленные государем. Отказаться от приглашения царя стать членом Собора было нельзя, а потому даже самым именитым придворным приходилось участвовать в попойках и разгульных празднествах.

Пётр I в своём желании устроить празднество веселья и пьянства не знал границ. Далеко не все представители петровского Собора могли похвастаться крепчайшим здоровьем, что было у государя. Князь Куракин, сподвижник Петра, писал, что приглашённые съезжались “для пьянства столь великого, что невозможно описать, и многим случалось от того умирать”.

И это действительно так. Нередко Пётр приказывал слугам нести огромное количество спиртного, чтобы опоить гостей до полусмерти. Исключения старикам, юнцам или женщинам не делали.

Василий Суриков «Большой маскарад в 1722 года на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского»
Василий Суриков «Большой маскарад в 1722 года на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского»

Большинство “заседаний” Всешутейшего Собора проходило в Пресбурге, крепости, что была построена неподалёку от села Преображенское. Изначально она служила объектом для учений армии, но в дальнейшем Пётр придал этому месту новые функции.

Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший Собор Петра I называют особенным социальным явлением, что напоминало европейские комические и пародийные сообщества, чья деятельность была направлена на высмеивание определённого сословия или организаций. Русский царь не был изобретателем идей высмеивания церкви, однако форма, в которой оно производилось, была поистине необычной и, несомненно, дикой.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.