Что поразило голландского купца в России?

Мир

Одним из наиболее известных иностранных источников по истории России на рубеже XVI-XVII веков являются воспоминания купца Исаака Массы. Он находился в Москве в период с 1601 по 1609 год в составе торгового представительства Голландии. Сразу по возвращении на родину он написал небольшое сочинение, в котором рассказывал об истории «московских смут». В ней есть немало интересных подробностей о нравах жителей России того времени. Что же удивило любопытного голландского торговца и путешественника, а что заставило призадуматься?

Кто такой Масса и можно ли доверять его словам?

Исаак родился в Харлеме предположительно в 1586 году. Это означает, что он прибыл в Москву, будучи почти подростком. Вряд ли столь юного человека пустили бы на ряд важных встреч, которые Исаак описывает в своем сочинении. Вместе с тем некоторые из передаваемых им сведений довольно близки к отчетам и донесениям ряда посольств.

Всю свою жизнь Масса посвятил торгово-дипломатической деятельности, представляя интересы Голландской республики. В первый период своего пребывания в России Исаак стал свидетелем многих важных исторических событий и даже пережил взятие Москвы Лжедмитрием I.

Будучи очень наблюдательным человеком, Масса подмечал и запоминал много подробностей. Но про некоторые события он собирал и передавал ходившие в те времена слухи, а не опирался на достоверные факты. Нужно признать, что в записках голландского купца много неточностей и искажений, а иногда и откровенных домыслов. При этом его воспоминания представляют большой интерес, поскольку отражают представления многих иностранцев о России того времени.

Вера в чудеса

Голландец удивлялся, как даже самые просвещенные и богатые люди в России верят в мистику. Они посещают целителей и колдунов, внимают предсказаниям юродивых.

Исаак описывает эпизод, в котором Борис Годунов посещает некую «ворожею» Елену Юродивую. Та ведет себя с царем дерзко – в первый раз отказывает ему в приеме, во второй – совершает перед ним отпевание над бревном, намекая, что и Бориса ждет в скором времени такой же конец. Исаак не может понять, почему скорый на расправу Годунов, убивший и подвергнувший пыткам множество людей, со смирением слушает Елену Юродивую и не осмеливается ей перечить.

В другом примере описывается, как в Москву привезли мощи юного царевича Дмитрия. Тут же по столице пронеслись слухи о чудесных исцелениях. Будто бы калеки начинали ходить, слепые прозревали, а немые обретали дар речи. Исаак даже пытался разоблачить это «плутовство», но безуспешно.

Исаак Масса «План Москвы»
Исаак Масса «План Москвы»

Женский вопрос

Голландец отмечал, что женщин в России прячут от глаз посторонних. Во время визита гостей в дом они не присутствуют за общим столом, а находятся отдельно. При этом за стол могут посадить некоторых любимых слуг и потчевать наравне с остальными. Значит ли это, что женщины не играли большой роли в обществе? Вовсе нет. Исаак пишет, что Годунов находился под значительным влиянием своей жены и часто советовался с сестрой.

Царь Борис был женат на Марии, которая была дочерью Малюты Скуратова. Масса сравнивает ее с хитрой и жестокой царицей Семирамидой. Он говорит, что в Марии было даже больше амбиций, чем в самом царе, и многие неприглядные поступки Годунова были продиктованы ее злой волей. Про его сестру, Ирину Годунову, в монашестве принявшую имя Александра, Исаак пишет с большой теплотой. Вместе с тем удивляется, как патриархальный народ пожелал посадить ее на царство и очень уговаривал ее быть их правительницей.

Страна контрастов

Исаак Масса часто пишет о необычайной любви «московитян» к роскоши. Знатные люди едят на золотых тарелках, во время празднеств швыряют в толпу золотые монеты, носят одежду, расшитую золотом и богато украшенную мехами. И вместе с тем простой народ необычайно бедствует. Во время страшного голода многие доходили до такого отчаяния, что занимались людоедством. Целые области и края вымирали, в то время как склады богатых людей и монастырей ломились от хлеба.

«Всё это приводит к тому, – делает вывод Масса, – что русский народ необычайно склонен к смутам».

Любого нового царя они приветствуют с радостью, поскольку видят в нем надежду на избавление от своих бед.

Карта России по представлению Исаака Масса
Карта России по представлению Исаака Масса

Необычайная щедрость

Исаак Масса принадлежал к протестантским кругам, для которых в целом характерна умеренность во всем, бережливость и расчетливость. И его не могла не удивлять небывалая щедрость россиян, особенно проявляемая по отношению к иностранцам.

Голландец пишет о том, что в России любые послы и торговые представители избавлялись от издержек на постой, им не только оплачивали все расходы, но и преподносили богатые подарки. Гостей при царском дворе принимали на самом высоком уровне, отводили им лучшие покои и всячески заботились о том, чтобы они ни в чем не нуждались.

Эта щедрость настолько поражала иностранцев, что некоторые люди из свиты заморских герцогов и послов стремились перейти на службу к русскому царю. Но, пристроившись на новом месте, иностранцы начинали отмечать и негативные стороны этого великолепного внешнего лоска.

«Все московские бояре, – отмечал Исаак, – постоянно охвачены страхом. В любой момент они могут впасть в немилость и лишиться всего».

Изгнание и возвращение

Исаак Масса довольно пристрастен в своих воспоминаниях и часто дает весьма нелестные оценки «московитянам». При этом Россия продолжала его манить к себе и притягивать.

В 1609 году Масса был выслан из Москвы Василием Шуйским, но уже 3 года спустя вернулся обратно. К сожалению, мемуаров о втором периоде жизни в России Исаак не оставил. Но еще при жизни он опубликовал 2 статьи о российских событиях и составил несколько географических карт России.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.