Чему учит современных жителей России история древних евреев?

Мир

Осмысливая крушение СССР, постсоветские аналитики 1990-х годов называли советский период в истории России Вавилонским пленом, отмечая не только схожесть ситуации, но даже одинаковую длительность – семьдесят лет.

Для предсказания сроков, которые потребуются нашему народу на преодоление его последствий, использовали другую аллюзию к Ветхозаветной истории – сорок лет. Именно столько времени понадобилось пророку Моисею, чтобы довести евреев до Земли Обетованной. Случайны ли эти совпадения или современных жителей России и древних израильтян объединяет некая глубинная связь?

Краткий экскурс в историю Ветхого Завета

Известно, что еврейский народ ведёт свое происхождение от Авраама, которого называют «отцом всех верующих». Именно он и его семья стали основанием для этноса, который был выделен Богом из среды язычников.

Повествуя об этом, Танах (Ветхий Завет), с удивительной психологической тонкостью демонстрирует особенности взаимоотношений внутри семьи и среди родственников, наблюдая за которыми можно сделать для себя ряд любопытных заключений. Но гораздо более масштабные события и выводы ждут читателей книги Исход (Елле-Шемот).

Моисей с Десятью заповедями.
Художник Филипп де Шампань «Моисей с Десятью заповедями»

Исход

Эта книга посвящена завершению четырёхсотлетнего пребывания евреев в Египте, их расставанию со страной и странствованию по пустыне. История взаимоотношений двух народов наглядно показывает роль личности в истории: во время правления династии фараона Апофиса евреи были желанными и почётными гостями, а с переходом власти к династии Амозиса I они превратились в рабов, которых использовали на самых тяжёлых работах.

Но, вероятно, не такую участь готовил евреям Бог, потому что избрал из них одного человека – Моисея, чтобы изменить судьбу народа и дать ему во владение Землю Обетованную. Совершается ряд страшных и чудесных событий, именуемых Египетскими казнями, и весь еврейский народ, с детьми и стариками, перейдя Красное море в период отлива, по суше уходит от преследовавших войск фараона.

«Переход евреев через Красное море», И. К. Айвазовский, 1891 год
И. К. Айвазовский «Переход евреев через Красное море»

Мы не рабы?

Казалось бы, вот она, долгожданная земля, идти до неё какие-то 350 километров, которые можно преодолеть за месяц, но почему же путешествие продлилось сорок лет? Причина оказалась в рабском самосознании, укоренившемся в людях за 400 лет. Первые же трудности пустынной жизни вызвали бурю протеста: уже не мила свобода, затосковали они по котлам с мясом, которым кормили египтяне.

Ещё больше дала о себе знать рабская психология, когда Бог призвал Моисея на гору Синай, чтобы дать Заповеди, с помощью которых народ смог бы выжить во враждебном окружении. В это время евреи сделали себе золотого истукана и стали молиться на него – рабы не понимают, зачем им Бог и Его поддержка, им важно только насущное.

В отчаянном изумлении от увиденного Моисей разбивает каменные доски, оставляя соплеменников со своим кумиром. Только глубокое народное покаяние понуждает пророка вновь взойти на гору, где Бог опять дает ему скрижали с заповедями.

Целый год провели евреи у подножия горы, обустраивая свою бытовую и религиозную жизнь, а после этого двинулись на Ханаан, но войти в него не смогли. Что же остановило их? Опять та же рабская психология – они стали неспособны к решительным действиям. Тогда Моисей уводит евреев вглубь пустыни, чтобы вымерли все, кто родился в рабстве, и остались лишь те, кому на момент исхода было не больше 20 лет.

«Моисей, разбивающий Скрижали Завета», Рембрандт,
Рембрандт «Моисей, разбивающий Скрижали Завета»

Вавилонский плен

После вселения в Землю Обетованную прошло немало лет, пока евреи осознали себя единым народом, обрели достойных правителей, а главное – научились ценить и выполнять Заповеди, которые дал им Моисей. Однако удерживаться на этой высоте им удавалось недолго – распри и ассимиляция привели к тому, что они были угнаны в Вавилонию царём Навуходоносором II.

Начался новый период рабства, продлившийся 70 лет с 605 по 536 года до н. э. Чувства раскаяния, тоски по родине, по утерянному храму, которые владели в то время лучшими представителями народа, так мощно отражены в псалмах, что до сего дня находят отклик в творчестве наших современников. Народ с помощью пророков осмыслил свое состояние – только после этого стало возможным возвращение на родину.

Что дал иудеям Вавилонский плен? Это было столь серьезным уроком, что в последовавшие за ним пять столетий евреи, несмотря на завоевания сирийцев и египтян, сохраняли свою веру и национальную самоидентификацию.

Дж. Тиссо. Бегство пленников
Дж. Тиссо «Бегство пленников»

Россия

Христианизация славян, как и других языческих народов Европы, стала решающим рубежом в их развитии. Ценности, наследованные от иудеев и поднятые Иисусом Христом на недосягаемую высоту, сформировали мировоззрение, науку, культуру, на их фоне проходили все цивилизационные процессы.

Первые пятьсот лет после принятия Русью Православия с большим или меньшим успехом шло усвоение народом христианских норм. Период татаро-моголького ига сменился духовным возрождением – недаром XIV, XV и начало XVI века называют расцветом русской святости.

Смута и первый большевик

Смута на рубеже XVI и XVII веков привела к духовному разложению и отходу от нравственных ценностей. Её преодоление стало актом покаяния и на несколько десятков лет «встряхнуло» народ, в котором авторитет духовных лидеров был весьма высок – достаточно вспомнить патриарха Филарета и царя Михаила Романовых.

Все поменялось с приходом к власти Петра I (не зря его так любили большевики!). Упразднив патриарха, он, в сущности, подчинил церковь государству – священнослужители были подотчетны чиновнику – обер-прокурору Синода.

Тютрюмов Никанор Леонтьевич «Филарет, патриарх Московский»
Тютрюмов Никанор Леонтьевич «Филарет, патриарх Московский»

Каков был результат петровских реформ? Обезглавленная церковь не могла больше иметь должного авторитета. Как некогда в Израиле, истинные ценности стали забываться, а вера превратилась в идеологию. Характерен пример: российским чиновникам в XIX веке надлежало раз в год предоставлять справку о том, что человек приступал к Таинству Причастия. Такое насильственно-лицемерное насаждение веры не могло не вызывать отторжения, и образованная часть общества всё дальше удалялась от христианства.

Разумеется, это явление не было поголовным – существовали и выдающиеся духовные лидеры, и общественные деятели, и мыслители, которые противодействовали разложению. Именно это противостояние стало причиной революции, Гражданской войны и установлению насильственной власти, которую сами её лидеры называли диктатурой пролетариата – последовало время почти непрерывных войн и геноцида.

Смена идеологий

В советское время православная идеология поменялась на коммунистическую. В сущности, были задействованы те же механизмы. Десять заповедей закона Моисея сменили заповеди строителя коммунизма, а вместо Библии изучали марксизм-ленинизм. Вот только о существовании Бога усиленно старались забыть, и построить коммунистический рай на земле.

Если бы партийные лидеры той эпохи вспомнили уроки Библии (а её штудировали все дети Российской империи – от церковно-приходской школы до гимназии), и провели аналогию с ветхозаветными сюжетами, то, возможно, не было бы такого немыслимого количества жертв.

Для древних евреев отступление от Бога всегда влекло за собой неизбежные беды, но вовсе не потому что Бог зол, а только для того, чтобы уберечь этнос от исчезновения. То же самое случилось и с русским народом – отказавшись от истинных ценностей, он начал постепенно духовно деградировать.

марксизм-ленинизм

Усвоен ли урок?

Перефразируя известную пословицу, можно сказать – пусто место свято не бывает, особенно в России. Взамен проверенной временем чёткой системы нравственных ценностей, которая тысячелетиями держала надёжно построенное здание европейской цивилизации, пришли так называемые либеральные взгляды, искусно мимикрирующие под христианские и называемые правами человека.

Не похожи ли сегодняшние процессы, протекающие в России и в Европе на многочисленные похожие ситуации в жизни древних израильтян? Как только евреи, в угоду своим прихотям, отказывались от монотеизма и национальной идентификации, их тут же вытесняли с исконных земель завоеватели.

Европу и Россию сегодня заселяют представители народов, исповедующих Ислам, которые крепко держатся за свои устои – у них многочисленные семьи, они не боятся работы, а главное – готовы ради распространения своей веры переселяться на новые земли.

В то же время, жители России отказываются от традиционной религии и её ценностей, от соблюдения Божиих заповедей. Озабоченные правами личности, мы не спешим иметь детей, ведь это предполагает жертву – времени, сил, денег, на которую идти не хочется. Как в своё время для евреев кумиром стал золотой истукан, так и нашим кумиром стали деньги. Не превратились ли для нас котлы с мясом, о которых так тосковали евреи в пустыне, в главную ценность?

Пережив многие исторические перипетии, древний еврейский народ извлёк уроки из Божественной педагогики. Удастся ли и нам сделать то же самое? Хватит ли нам сорока лет, чтобы преодолеть последствия советского Вавилонского плена?

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.