В наши дни практически во всех странах за исключением самых отсталых и слаборазвитых все дети имеют доступ к образованию. Но так было далеко не всегда. Еще несколько столетий тому назад процент грамотных людей в обществе был очень невысок. В раннем Средневековье многие знатные люди и даже некоторые правители были неграмотными. Существовали ли в те далекие времена школы? Как и чему обучали детей? Какие были наказания для нерадивых учеников?
Кто имел право учиться?
Отличительной чертой средневекового общества являлась сословность. Все люди делились на 3 категории:
- Духовенство – его представители должны были молиться за всех.
- Феодалы – их главным предназначением было воевать и править.
- Крестьяне и горожане – должны были неустанно трудиться.
В соответствии с этим делением и строилось образование. Самой образованной частью населения было духовенство. Церковные школы были трех типов – монастырские, епископальные и приходские. В них поступали мальчики лет семи. Основная цель обучения состояла в подготовке монахов и священников. Но позже стали появляться и «внешние» церковные школы, выпускники которых не обязательно связывали свою дальнейшую жизнь со служением Богу.
В основе обучения аристократов лежало рыцарское воспитание. До 6-7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем они отдавались в пажи ко двору сеньора. С 14 лет их посвящали в оруженосцы, а в 21 год при удачном стечении обстоятельств они становились рыцарями.
У детей крестьян возможности учиться не было. Уже с ранних лет они помогали родителям по хозяйству, а с 7-8 лет начинали привлекаться к тяжелым полевым работам. Дети горожан осваивали ремесло родителей. Только в позднем Средневековье в городах появляются школы для детей бюргеров.

Как происходило обучение?
Уроков в современном понимании этого слова – со строгим временем проведения занятия и звонками – вплоть до эпохи Возрождения не было. Первым, кто стал внедрять классно-урочную систему обучения, был великий чешский педагог Ян Амос Каменский. До XVI века время занятий ограничивалось скоростью усвоения учениками материала и желанием учителя. Во многих школах учеба велась в течение всего светового дня.
В основе учебы лежал процесс механического запоминания. Учитель мог часами читать детям текст, а те должны были дословно его воспроизводить. При ответах на вопросы требовалось буквальное цитирование изученного. Самостоятельность мышления считалась ересью. Нужно ли говорить, что такой процесс учебы был крайне утомительным и непривлекательным для учеников? Многие из них ненавидели школу и старались из нее сбежать.
Чему учили?
В школах более высокого уровня проходили так называемые «тривиум» и «квадриум». Такое деление было уже известно с V века. К тривиуму относились грамматика, диалектика и риторика. Их основы изучали еще в начальной школе. Отсюда произошло слово «тривиальный», то есть упрощенный, банальный. В квадриум входили науки, в основе которых были математические закономерности – это арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Главной из этих наук считалась арифметика.

В простейших школах обучали только основам грамоты и счета. И, конечно же, везде изучали «Божье Слово» – чтение Библии и трудов Отцов Церкви было главной назидательной литературой.
Основным языком обучения был латинский язык. Даже сочинения греческих авторов проходили в переводе на латынь. Вплоть до конца Средневековья учебные пособия были рукописными. Первые печатные книги в Европе появились только в 1450-е годы.
Рыцарское воспитание отличалось своей спецификой. Грамоте и письму уделялось совсем мало времени. Гораздо важнее для будущих рыцарей было развитие физической силы, ловкости и умения владеть разными видами оружия. Интересно, что к самым необходимым навыкам рыцарей относили не только фехтование и владение копьем, но и умение слагать стихи в честь Прекрасной дамы.

Кнут и пряник
О системе поощрения учеников известно немного. Сохранились упоминания, что иногда младшим школьникам родители давали с собой миндаль, изюм, калачи и другие лакомства, чтобы это стимулировало их ходить в школу. Разумеется, такая роскошь была доступна только детям довольно обеспеченных людей.
Похвала учителя считалась высшей формой поощрения. Но заслужить ее было трудно, так как средневековые педагоги были очень строги и мало кто из них тяготел к гуманизму. На видном месте в любом классе висели розги. Традиция бить учеников не только не считалась чем-то зазорным, но и, наоборот, приветствовалась. Кроме того, детей ставили коленями на горох, привязывали к позорному столбу и заставляли пить грязную воду.
Такие негуманные традиции были распространенными даже в эпоху Возрождения. Отец-основатель протестантизма Мартин Лютер вспоминал, что их били в школе до крови. Для этого розги обматывались проволокой. А еще волосы детей обматывали вокруг трости и таскали их за пряди со всей силы.
Как хорошо, что все это ушло в историю…