Чалдыранская битва — современное оружие против воинов-профессионалов

Война

Великие государства редко отличались тем, что устанавливали дружеские отношения. Спорные территории, борьба за рынки, контроль над торговыми путями и раздел сфер влияния всегда приводили к конфликтам. Помимо этого разность идеологии и религиозных взглядов почти всегда имели место в конкурирующих странах.

Такую же ситуацию представлял собой конфликт между государством Сефевидов, ставшим правопреемником практически всех территорий, которые некогда входили в состав древней Персии, и Османской империей.

Предпосылки к конфликту

По мере усиления государства Сефевидов, возглавляемого шахом Исмаилом I, росло напряжение в отношениях с соседствующей с ним и постоянно разраставшейся Османской империей. Причиной или поводом, смотря с какой стороны на это смотреть, было различие в религиозных взглядах правящих кругов этих государств. Шах Исмаил и его сторонники придерживались в исламе шиитского направления, османские султаны были приверженцами движения суннитов.

Еще будучи принцем и управляя Трабзоном, будущий султан Селим I, совершал нападения и захват населённых пунктов и территорий, которые Сефевиды считали своими. Позже, когда в Османской империи началась борьба за власть между братьями, жители Анатолии, в основной своей массе шииты, начали противостоять османскому правлению.

Шах Исмаил объявляет шиизм государственной религией
Шах Исмаил объявляет шиизм государственной религией

Часть населения Малой Азии снималось с нажитых мест и вместе с имуществом переходило жить на земли Сефевидов, другая часть оставалась, чтобы принять участие в многочисленных восстаниях, из-за которых Османские правители чуть было не лишились всей Анатолии.

Превентивные меры по депортации части населения Анатолии на Балканы, и подавление волнений становились всё более затратными для османов. Укрепление власти и восхождение на трон империи султана Селима I подвело черту под затянувшуюся «под ковровую» борьбу двух стран и конфликт перешел в прямое вооружённое противостояние двух держав.

Битва при Чалдыране. Миниатюра из Селимнаме. Конец XVI века
Битва при Чалдыране. Миниатюра из Селимнаме. Конец XVI века

Накануне вооружённого столкновения Селим I, заручившись толкованиями известных суннитских богословов, обосновал «проклятие» последователей шаха Исмаила и объявил обязанностью каждого «правоверного» мусульманина уничтожать их.

Большинство шиитов туркоманских племен Анатолии были объединены общим названием кизильбаши (красноголовые), позже все эти племена стали именоваться курдами и туркменами, а турки стали называть так всех персов, без внимания к их национальности.

Селим лично организовал резню этого населения на территории Анатолии, принадлежавшей Османской империи, в короткий срок было уничтожено до 40 000 кизильбаши мужского пола, в возрасте от 7 до 70 лет.

Портрет султана Селима I
Портрет султана Селима I

За веру, шаха и Отечество

Анатолия путем жесточайших мер осталась за османами, и шах Исмаил решил исправить ситуацию лично. Если бы он вмешался раньше, в период пылавших там восстаний, вряд ли бы турки смогли бы ему противостоять, но время было упущено, а уступать шах не хотел.

Селим I решил теперь бить врага на его территории и навсегда закрыть тему вмешательства персов во внутренние дела османов. Численность войска османов, по сведениям пакистанского историка Сарвара и очевидца событий Хакимуддина Идриса Битлиси, составляла до 100 000 человек, сефевидское же войско по их исчислениям было примерно 40 000.

Шах Исмаил, убивающий в ходе Чалдыранской битвы одного из османских военачальников
Шах Исмаил, убивающий в ходе Чалдыранской битвы одного из османских военачальников

Естественно сефевидские источники говорят, что их было всего 10 – 12 тысяч, а турков до 200 тысяч. Как правило, берется средний показатель, между заявлениями обеих сторон и выводится истина. Однако неоспорим факт численного превосходства османов, который признается обеими сторонами.

Ключевым же преимуществом было наличие у османов артиллерии и аркебуз, в то время как у сефевидской армии огнестрельного оружия не было вообще.

Шах Исмаил I в военных вопросах проявил себя как известный Дон Кихот, начитавшийся рыцарских романов. Он вдохновил на поход армию, собрав её в основном из дружин вассальных ему ханов и беков. Почти вся она состояла из кавалерии, с небольшим количеством пехоты.

Артиллерию же Исмаил на тот момент презирал, заявляя, что недостойно истинному «воину Аллаха прятаться в укреплении из пушек». Лозунг, — «За Веру! Шаха (царя)! и Отечество!», вполне характеризует лейтмотив того военного похода, организованного Исмаилом.

Портрет шаха Исмаила I
Портрет шаха Исмаила I

Храбрость и мужество хорошо, но пушки, пожалуй, будут понадежней!

В 1514 году на равнине Чалдыран (северо-запад современного Ирана г. Маку), в конце лета, 23 августа произойдет битва, которая ознаменует начало турецко-персидской войны. Война будет идти 46 лет, до 1555 года и закончится победой османов.

Военачальники из свиты шаха Исмаила I, учитывая явное численное превосходство войск Селима I, предложили атаковать его ночью, используя элемент внезапности, и чтобы не дать ему воспользоваться огневым превосходством в виде артиллерии. Шах отверг разумные доводы исходя из своего «рыцарского» благородства, заявив, что, — «он не разбойник, который грабит ночью караваны».

С наступлением утра Османское войско стало разворачивать свою артиллерию для того, чтобы сразиться. Со слов того же пакистанского историка Сарвара, многие эмиры стали убеждать шаха атаковать османов, пока они не развернули артиллерию. Однако, он снова не послушал толковых советов и благородно решил дождаться полной готовности войск противника. Когда приготовления были закончены, битва началась, стороны стали сближаться.

Паоло Веронезе «Портрет султана Селима I»
Паоло Веронезе «Портрет султана Селима I»

Первыми в бой шли наиболее подготовленные регулярные силы османов – янычары. Им противостояла основная ударная сила сефевидской армии, тяжелая кавалерия – джангевары. Османский летописец Кемаль Пашазаде охарактеризовал их как профессиональных и бесстрашных воинов, способных противостоять в бою не меньше, чем десяти противникам.

Джангевары опрокинули атаку янычар и стали пробиваться вперед, пришедшая им на помощь тяжелая кавалерия османов – сипахи, не смогли переломить ход сражения и были разгромлены. Исмаил приказал всем войскам перейти к атаке позиций османов. Победа казалась ему такой близкой и тут заговорил «бог войны» — артиллерия…

300 орудий было выстроено в одну линию, за ними располагался ряд повозок, за которыми укрылись воины, вооружённые аркебузами. Поначалу Селим пришел в замешательство, — на поле, перед линией орудий, ещё бились его верные янычары и сипахи, но положение дел было явно угрожающим для его войска, и они проигрывали.

Чалдыранская битва / © Amir Pashaei / commons.wikimedia.org
Чалдыранская битва / © Amir Pashaei / commons.wikimedia.org

Колебался он недолго, не зря его прозвали Свирепый, и был отдан приказ открыть огонь из пушек. Залпы орудий и шквальный огонь буквально скосил тяжелую кавалерию сефевидов, уничтожая не только их, но и попавших «под раздачу» янычар и сипахов.

Однако эффект был достигнут. Большинство коней персов, не привыкших к орудийным залпам, пришло в неистовство и всадники не могли их обуздать ни шпорами, ни уздечкой. Самая храбрая и отчаянная часть джангеваров пробилась через линию пушек, но была уничтожена огнем из аркебуз. Оставшаяся в живых легкая конница и немногочисленная пехота персов не представляла значительной угрозы. Победа однозначно досталась османам.

Картина с изображением битвы при Чалдыране в центральном зале для аудиенций дворца Чехель Сотун
Картина с изображением битвы при Чалдыране в центральном зале для аудиенций дворца Чехель Сотун

Итоги битвы

Один из взятых в сражении ханов войска сефевидов укорял Селима, что он уклонился от «благородной» схватки кавалерии «раз на раз» и применил недостойный прием, использовав «оружие челяди», — пушки и аркебузы, для достижения победы. Однако султан в войнах придерживался принципа, что, — «в бою все средства хороши» и, как известно, немало преуспел в своих завоеваниях.

Исмаил I сделал выводы из случившегося и принял решение оснастить-таки свою армию огнестрельным оружием. Благородство благородством, а прогресс в военном деле, как он убедился на своем печальном опыте, важнее.

Литература:

  1. Октай Эфендиев «Азербайджанское государство Сефевидов в XVI веке»
  2. Г. Сарвар «История шаха Исмаила Сафави»
Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.