БТ-7 – «венец» линейки

Война

В наших предыдущих статьях мы рассказали о создании танка БТ и его дальнейшем совершенствовании, кульминацией которого стала седьмая модель, послужившая прототипом «тридцатьчетвёрки». О создании, модификациях и боевом пути танка БТ-7 мы расскажем в этой статье.

Нет предела совершенству!

В 35-м харьковчане начали выпуск новой версии БТ, главной отличительной чертой которой было то, что она приобрела некоторые атрибуты характерные для среднего танка, так «седьмой» изначально предполагалось оснастить 76-миллиметровым короткоствольным орудием, которое, впрочем, не оставляло шансов «роликам» с противопульным бронированием.

Кроме того, ещё до войны в Испании стало очевидно, что наметившаяся тенденция к возрастанию танковых калибров определяет и тенденцию усиления бронирования: так лоб перспективной машины защищал уже 20-миллиметровый бронелист, толщина которого у более поздних версий «семёрки» возросла ещё на 2 миллиметра. Также предпринимались попытки повысить надёжность ХЧ танка, однако возросшая из-за усиления вооружения и бронирования нагрузка на оную определила их невысокую эффективность.

Красноармейцы атакуют на Халхин-Голе при поддержке танка БТ-7, 1939 год
Красноармейцы атакуют на Халхин-Голе при поддержке танка БТ-7, 1939 год

Компоновка

В целом она была идентична БТ-5, однако при создании этой модели советские танкостроители постарались максимально увеличить её внутреннее пространство, что не только определялось необходимостью работы экипажа с достаточно тяжёлыми 3-дюймовыми снарядами, но и общими требованиями эргономики. Кроме того с 37-го на «семёрки» стали устанавливаться новые конические башни, фактически послужившие прототипом таковых у средних и тяжёлых танков последующих поколений. Должен отметить, что эти нововведения свидетельствовали о большом прогрессе советского танкопрома, который был достигнут за какие-то пять с небольшим лет.

В числе других улучшений надо отметить более ёмкие баки, широкое использование сварки в процессе сборки корпуса, которая в немалой степени вытеснила клепано-болтовые соединения. В качестве технических гаджетов долженствующих повысить ТТХ танка, надо назвать новые главный и бортовые фрикционы с более действенными тормозами, а также, более совершенную коробку передач, отзывы о которой, впрочем, достаточно противоречивы. Так или иначе, не будет преувеличением констатировать, что, несмотря на некоторые проблемы с ХЧ, к которым экипажи БТ ко второй половине 30-х успели притерпеться, танк продолжал «расти» выходя на качественно новый уровень, который впоследствии воплотился в Т-34.

Советские танки БТ-7 на улице Каунаса, Литва, 1940 год
Советские танки БТ-7 на улице Каунаса, Литва, 1940 год

БТ-7А имел следующие ТТХ:

  • Габариты: 5,66/2,23/2,7 м.
  • Масса: 13,5 т.
  • Бронирование: наклонное: 13-20; горизонтальное: 6-10 мм.
  • Двигатель: 1×М-17Т, 400 л. с.
  • Скорость: на гусеницах – 52, на катках – 72 км/ч.
  • Запас хода: в зависимости от ХЧ: 250 или 500 км.
  • Вооружение: 1×КТ-28 (впоследствии Ф-32) – 76; 2-3 ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж: 3 человека.

Всего в период 1935-40 гг. было выпущено 5328 экземпляров.

Танки БТ-7 советской 24-й легкотанковой бригады входят в город Львов, 18 сентября 1939 год
Танки БТ-7 советской 24-й легкотанковой бригады входят в город Львов, 18 сентября 1939 год

Основные модификации

Выше я привёл характеристики «артиллерийской» версии «семёрки» как самой мощной и в силу этого, пожалуй, самой интересной в линейке этих машин, однако на базе этой «коробочки» было создано немало других вариантов:

  1. БТ-7 – базовая модификация с «сорокапяткой».
  2. ТТ-7-ИС – повышенной проходимости.
  3. БТ-СВ-2 – вариант среднего танка, один из прямых «пращуров» «тридцатьчетвёрки».
  4. БТ-7М – на нём также обкатывали дизель В-2 для неё. Развивал 82 км/ч на катках и 62 на гусеницах.
  5. ОТ-7 – огнемётный.
  6. ХБТ-7 – замечу, что нередко литера «Х» в названии советских танков 30-х означает огнемётный или комбинированный вариант, но в данном случае имеется в виду именно постановщик дымзавес и «газовый» танк.
  7. ТТ-БТ-7 – последний «телетанк», в 37-м Тухачевского и К° свели в известные подвалы на Лубянке.

Разумеется здесь названы только самые известные модификации, однако, как и в случае с другими машинами, имелось великое множество полевых, кроме того стоит отметить финскую САУ на базе БТ-7, о которой я расскажу ниже.

Опытный образец экранированного советского легкого танка БТ-7Э перед испытаниями. Танк произведен в единственном экземпляре в Харькове на заводе №183. Харьков, Украинская ССР, 1941 год
Опытный образец экранированного советского легкого танка БТ-7Э перед испытаниями. Танк произведен в единственном экземпляре в Харькове на заводе №183. Харьков, Украинская ССР, 1941 год

Боевое применение

«Семёрки» дебютировали на Халхин-Голе, где, с одной стороны, продемонстрировали свои лучшие качества, с другой – слабое бронирование, негодные средства наблюдения и низкокачественная связь стали причиной больших потерь. В Польше они показали себя не хуже остальных представителей семейства, особенно хороши были «артиллерийские» благодаря своей мощной «колотушке», весьма эффективные в городских боях и при атаках фортификационных сооружений. За всю кампанию была потеряна только одна «коробочка» – в районе Львова, из-за имевших место при дележе «польского пирога» «недоразумений» с вермахтом.

Финская война стала для «семёрок» весьма серьёзным испытанием, как, впрочем, и для других лёгких машин РККА – поскольку в условиях высокого снежного покрова они не могли использовать своё преимущество в мобильности, то эффективность их действий в немалой степени определялась действенностью артиллерийской или авиационной поддержки.

Танки 1-й гвардейской танковой бригады в засаде. На переднем плане — легкий танк БТ-7, за ним виднеется Т-34, Западный фронт, 1941 год
Танки 1-й гвардейской танковой бригады в засаде. На переднем плане — легкий танк БТ-7, за ним виднеется Т-34, Западный фронт, 1941 год

К началу ВОВ в западных военных округах имелось свыше трёх тысяч БТ-7 в целом разделивших судьбу прочих, оказавшихся на острие первого удара врага машин, тем не менее, благодаря достаточно большому «тиражу» они смогли принять участие в большинстве сражений ВОВ. При этом известно множество случаев, когда эти танки наносили врагу серьёзный урон, так, например, героем приграничных сражений стал экипаж сержанта Найдина 23 июня, спаливший 15 «панцеров» и 10 «антитанков».

Ещё один уникальный бой имел место в декабре 41-го, когда оставшийся неизвестным экипаж, столкнувшись с двумя «тройками», одну расстрелял последними снарядами, а другую таранил. Когда вышла из строя ХЧ машины противника, БТ навалившись на неё, толкал около десяти метров до обрыва, с которого и сбросил обездвиженный «ролик» в реку. Немного погодя, когда немцы выслали третий Pz. III для поиска пропавших танков, он также был протаранен, а пытавшийся удрать экипаж – положен из пулемётов.

Свою карьеру «семёрки» закончили в августе 45-го, когда приняли участие в Маньчжурском походе РККА и освобождении Сахалина. Состоявшийся 16 сентября 1945 парад в Харбине ознаменовал не только окончание ВМВ, но и завершил боевой путь этих танков вскоре снятых с вооружения РККА.

Найдин, Григорий Николаевич
Найдин, Григорий Николаевич

Зарубежные операторы

Здесь первое место принадлежит немцам, которые в первые недели войны захватили наибольшее количество БТ, однако дефицит топлива для них не позволил врагу с толком использовать эти трофеи – всего в Панцерваффе служило не более двухсот «коробочек» это типа. Наиболее интенсивно они использовались в ходе боёв за Москву. Некоторое количество «семёрок» досталось и венгерской армии, в которой они «дожили» до боёв на Балатоне.

Однако особенно стоит отметить 18 «финских» машин, на базе которых суомилайнены создали штурмовую САУ, вооружённую британской 114-миллиметровой гаубицей. Впрочем, эффективность этих «шедевров» в виду слабости «колотушки» и ненадёжности, не рассчитанного на такое издевательство шасси, оставляла желать лучшего.

Финский танк БТ-42 / Танковый музей (Парола), Финляндия
Финский танк БТ-42 / Танковый музей (Парола), Финляндия

Оценка БТ-7

Здесь необходимо констатировать, что, будучи созданным в рамках концепции «манёвренного» танка, он ко второй половине 30-х приобрёл все конструктивные бренды, характерные для будущих средних машин: 76-миллиметровый ствол, 500-сильный дизель, кроме того, стартовал рост толщины брони. Таким образом, именно динамика развития БТ в конечном итоге определила возникновение этого нового класса танков, которому и было суждено решить исход ВМВ на полях её сражений от Черного до Баренцева морей.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.