БТ-5 – от Мадрида до Харбина

Война

В нашей предыдущей статье мы рассказали о принятии на вооружении РККА танка Кристи под индексом БТ-2. Эта машина были не лишена некоторых недостатков, исправление которых вкупе с дальнейшим совершенствованием стало причиной появления БТ-5, о котором мы расскажем в данной статье.

«Исправление стиля»

Итак, несмотря на выдающиеся ТТХ американской «брони», советские танкостроители уже в процессе серийного выпуска БТ-2 приступили к модернизации «коробочки». Так, пожароопасный двигатель «Либерти» был заменён на более надёжный М5, а впоследствии на М17 (в девичестве BMW) аналогичной мощности, однако на всякий случай танки стали комплектоваться противопожарной системой. Кроме того, были приняты меры, ориентированные на повышение надёжности ХЧ – общей проблемой практически всех модификаций БТ была потеря гусениц на больших скоростях или при резких манёврах.

Комсомольский экипаж советского танка БТ-5, 1941 год \ Фотограф Владимир Иванов
Комсомольский экипаж советского танка БТ-5, 1941 год \ Фотограф Владимир Иванов

Поскольку, несмотря на все старания, втиснуть в созданную для БТ-2 цилиндрическую башню орудие 20К не удалось, она была увеличена в размерах и получила нишу в задней части, впоследствии расширенную до диаметра башни, которая таким образом стала эллиптической. На командирских машинах в оной устанавливалась приёмно-передающая радиостанция, а экипажи линейных танков использовали их для транспортировки дополнительного БК. Замечу, что на БТ-5 был впервые установлен спаренный с орудием пулемёт – вариант был признан оптимальным и используется в танкостроении по сей день.

Сборка танка БТ-5 «Зоя Космодемьянская» на иркутском заводе тяжелого машиностроения им. Куйбышева, Иркутск ,апрель 1942 года \ Фотограф Иван Шагин
Сборка танка БТ-5 «Зоя Космодемьянская» на иркутском заводе тяжелого машиностроения им. Куйбышева, Иркутск ,апрель 1942 года \ Фотограф Иван Шагин

Компоновка БТ-5

Если вы знакомы с нашей предыдущей статьёй то мне остаётся только сообщить вам, что в целом она была идентична компоновке предыдущей модели. Также приходится отметить, что поскольку «пятёрка» изначально проектировалась как пушечный танк, в ней сразу предусматривалось место заряжающего; для него же в крыше башне был предусмотрен второй люк, смежный с командирским. Некоторые мелкие метаморфозы претерпело и расположение боеукладки, в которую вошли новые типы боеприпасов.

БТ-5 имел следующие ТТХ:

  • Габариты: 5,5/2,23/2,25 м
  • Масса: 11,9 т.
  • Бронирование: наклонное: 13 мм; горизонтальное: 10 мм.
  • Двигатель: 1×365 л. с.
  • Скорость: на гусеницах – 53; на катках – до 72 км/ч.
  • Запас хода: в зависимости от ХЧ – 150 или 200 км.
  • Вооружение: 1×20К – 45 мм; 1×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж: 3 человека.

Всего в период 1933-34 гг. было изготовлено 1884 экземпляра.

Блокадный Ленинград. Танки БТ-5 направляются на фронт по проспекту Володарского (ныне Литейный проспект).
Блокадный Ленинград. Танки БТ-5 направляются на фронт по проспекту Володарского (ныне Литейный проспект).

Основные модификации

Помимо линейных машин, ТТХ которых были приведены выше, советские танкостроители разработали ещё несколько специализированных вариантов, некоторые из них выпускались серийно:

  1. БТ-5РТ – «командирский» с поручневой антенной, нередко по этому же отличительному признаку его классифицировали как «десантный» танк.
  2. БТ-5/В-2 – чисто экспериментальный, с 500-сильным дизелем; дальний «пращур» «тридцатьчетвёрки».
  3. РБТ-5 – носитель «противотанковых торпед», ещё один плод воспалённого воображения «птенцов гнезда Тухачевского».
  4. ХБТ-5 – огнемётный вариант «пятёрки».
  5. БТ-5ПХ – оснащался шнорхелем для подводного форсирования водоёмов.

Здесь приведены только самые известные модификации, разумеется, в разное время строевые машины подвергались разного рода кустарным модернизациям, особенно в начале ВОВ.

РБТ-5
РБТ-5

Боевое применение

Дебют «пятёрок» состоялся в Испании, где воевали порядка полусотни машин; из-за применения противником противотанковой артиллерии и низких боевых качеств республиканской пехоты нередко они несли серьёзные потери. С другой стороны БТ стали героями сражений при Теруэле и на реке Эбро, где с их помощью были прорваны мощные линии обороны франкистов. Как бы там ни было, Испания стала «первым звоночком», возвестившим об устаревании советского танкового парка.

Следующей проверкой на прочность БТ-5 стали бои на озере Хасан: должен заметить, что хотя болотистый рельеф местности не располагал к использованию этих машин, их экипажи сделали всё возможное для поддержки пехоты, что в конечном итоге и позволило отбить спорные территории. На Халхин-Голе в боях за высоту Баин-Цаган «пятёрки» принимали участие вместе с «двойками» — несмотря на то, что их действия в целом были успешными, потери понесённые бригадой Яковлева были признаны неоправданно большими, что в очередной раз остро поставило перед командованием РККА вопрос об оптимальной координации действий танков и пехоты.

БТ-5 и Т37А Ленинград, 7 ноября 1940 год
БТ-5 и Т37А Ленинград, 7 ноября 1940 год

Польская кампания, ввиду слабости из последних сил сопротивлявшихся поляков, не внесла в практику применения «бэтэшек» ничего нового. А вот на Финской войне «пятёркам» совсем не показалось мало – на них пришлось порядка 15% потерь от всех бронесил РККА, задействованных в той кампании. Что ж, если визитной карточкой русского солдата всегда была выносливость, то суомилайнены – воины, прежде всего искусные, что они и продемонстрировали в ходе ВМВ…

К началу гитлеровского вторжения большая часть БТ-5 служила в западных военных округах, что и стало причиной потери большинства этих «коробочек» в первые же недели войны. Тем не менее, под Ленинградом они действовали, по крайней мере, до 1944 года, пока не были полностью выбиты противником или отсутствием комплектующих.

«Пятёрки» «просачковавшие» основную фазу ВМВ в Дальневосточном округе, в августе 45-го участвовали в Маньчжурской кампании и в качестве десантируемых с моря машин были задействованы при освобождении Сахалина. Бои в условиях пустынного, практически идеального для их применения рельефа, фактически стали «лебединой песней» этих танков, которые по завершении кампании были официально сняты с вооружения.

Финские танкисты переставляют на колесный ход трофейный советский легкий танк БТ-5 на улице городка Олонец
Финские танкисты переставляют на колесный ход трофейный советский легкий танк БТ-5 на улице городка Олонец

Зарубежные операторы

Танки БТ-5 в коммерческих целях не экспортировались, однако стоит отметить те самые полсотни машин, поставленные в Испанию в виде интернациональной помощи, некоторые из них, по крайней мере, до середины 50-х служили в войсках Франко. Несколько единиц ещё в ходе Зимней войны захватили финны, однако больше всех их взяли немцы и их «южные» сателлиты в ходе летнего наступления 1941 года.

Отдельно стоит отметить 35 «пятёрок» захваченных на московском направлении: поскольку при этом врагом были взяты и тыловые склады с предназначавшимся для них топливом, германское командование смогло немедленно бросить трофейные «ролики» в бой. К сожалению, я ничего не могу вам поведать об их службе в Панцерваффе, так известно только то, что они были или уничтожены в ходе битвы за Москву или отбиты РККА.

Финские солдаты производят осмотр захваченного советского танка БТ-5, Оулу, Финляндия, 1 января 1940 год
Финские солдаты производят осмотр захваченного советского танка БТ-5, Оулу, Финляндия, 1 января 1940 год

Оценка БТ-5

Резюмируя вышеизложенное должен отметить, что сей танк не только стал дальнейшим развитием «двойки», но и оптимальным для своего времени сочетанием огневой мощи, скорости и бронирования. Как правило, в умелых руках эти «коробочки» были грозным оружием, позволявшим добиваться серьёзных результатов на поле боя. Пожалуй, только общее негативное начало ВОВ стало решающим фактором, не позволившим в полной мере раскрыть наступательный потенциал этих поистине выдающихся машин. Впрочем, «пятёрка» ещё не стала вершиной развития линейки БТ – в следующей статье мы расскажем вам о седьмой, самой совершенной модификации этого танка.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.