Броненосцы России — Первенцы

Война

В начале 1860-х произошла революция в военном кораблестроении – на линкорах появилась поясная броня. Хотя считается, что родоначальниками идеи были французы, законодателями моды быстро стали англичане, «запилившие» в это десятилетие более десятка батарейных броненосцев. В том числе и по заказу Российского императорского флота – о «Первенце» и его систершипах мы расскажем вам в этой статье.

Систершип — сестринский корабль, обычно используется при упоминании кораблей одного типа.

Как всё начиналось

Корабль был заложен в декабре 1861 года, 18.05.1863 спущен на воду, после июльских ходовых испытаний в связи с очередным обострением отношений между двумя империями был спешно переведён в Кронштадт, имея ряд недоделок.

Официально считается, что заказ первого броненосного корабля был доверен наиболее вероятному противнику, так как отечественные инженеры не имели опыта строительства таких кораблей – однако его тогда не имел никто, поэтому финансовая подоплёка вопроса покрыта мраком неизвестности, формально же стоимость корабля составила около миллиона рублей.

Броненосец первенец
Броненосец «Первенец» на стрельбах

Описание конструкции

Батарейный броненосец стандартным водоизмещением 3600 тонн оснащённый паровой машиной мощностью 1060 лошадиных сил, развивал скорость до 9 узлов. Бронирование борта было выполнено из британских 114-миллиметровых кованых плит, они же защищали боевую рубку, скулы и раковины были прикрыты 102-миллиметровыми плитами.

Артиллерийское вооружение изначально было представлено отечественными двадцатью шестью 196-миллиметровыми и четырьмя 87-миллиметровыми орудиями, но впоследствии неоднократно менялось. Согласно теориям того времени форштевень и ахтерштевень корабля имели таранные выступы. Экипаж штатно состоял из 18 мичманов и офицеров, а также 414 «нижних чинов».

Ахтерштевень — это мощная балка на корме корабля, фактически его окончание. К нему крепят рулевое перо (пластину) для управления поворотами.

Форштевень — это усиленная балка носа корабля, соединённая с килем.

Броненосная батарея Первенец
Броненосная батарея «Первенец»

Служба первого броненосца

В 1864 году корабль был включён в систему обороны Финского залива, кроме того имел специализацию «кузницы кадров» для Балтийского флота, поэтому за 41 год своей службы ни разу не покидал одноимённой акватории.

Единственный громкий инцидент с его участием произошёл ещё у берегов Альбиона, когда рыскливый броненосец протаранил плавучий госпиталь, однако трагедии тогда удалось избежать. 12.12.1905 он был выведен из боевого состава и по некоторым данным едва ли не до 1960-х использовался как блокшив, по-видимому, разменяв целый век.

Блокшив — судно используемое как плавучее помещение для наиболее необходимых целей,обычьно без собственного хода.

Броненосец Не тронь меня
Броненосец «Не тронь меня»

«Не тронь меня» (1865 год)

Стал вариантом броненосца «Первенец», разница заключалась в том, что изначально корабль планировалось вооружить восемнадцатью 203-миллиметровыми нарезными и четырьмя 87-миллиметровыми орудиями, требовавшими больше места, поэтому были внесены некоторые изменения в конструкцию надводного борта, а также усилено его бронирование.

Поскольку количество стволов в конечном итоге сократилось, водоизмещение корабля составило всего 3500 тонн, паровая машина мощностью 1200 лошадиных сил разгоняла его до скорости в 8 узлов, что свидетельствует о худшей, нежели у прототипа гидродинамике.

Также как и «Первенец» он выполнял функции обороны северной столицы с моря, потому не отметился ни в каких военных акциях. Зато стал виновником пары аварий, подтвердив рыскливую репутацию этих кораблей, в 1869 году столкнулся с фрегатом «Петропавловск», а четырнадцать лет спустя серьёзно покалечил норвежский «Хайден».

Рыскливость — это неустойчивость на курсе, вследствие небольших возмущений (плохая управляемость).

В 1895-м корабль был «разжалован» в блокшив при Минной школе, десять лет спустя исключён из списков флота, а в 1908-м продан частникам для использования в качестве баржи. После революции она служила для нужд Ленинградского порта и одноимённого металлического завода, а в блокаду была потоплена немцами. В 1950 году поднята и разделана на метал.

Броненосец Российской империи не тронь меня
Броненосец Российской империи «Не тронь меня»

«Кремль» (1867 год)

Последний броненосец этого типа, имел бывшую в употреблении паровую машину с фрегата «Илья Муромец», которая в результате переборки развивала мощность около 1000 лошадиных сил, что позволяло кораблю развивать скорость в 8 узлов.

Вооружение изначально было представлено семнадцатью 196-миллиметровыми и четырьмя 87-миллиметровыми орудиями, корпус имел лишь незначительные изменения, в результате чего стандартное водоизмещение составило всего 3400 тонн.

Как и его систершипы корабль весь период своей долгой службы находился на Балтике став истинным «бедоносцем» Российского императорского флота. Первой его «заслугой» стало потопление фрегата «Олег» — 03.08.1869 броненосная эскадра Балтфлота отрабатывала эволюции совместно с более древними кораблями. В результате того, что отставший от строя «Кремль» спешил занять своё место, произошло опасное сближение с означенным фрегатом.

Эволюции — манёвр при котором при переходе отрядом кораблей морем происходит изменение в их построении.

Как вы помните «Первенцы» отличались рыскливостью – команда не смогла справиться с управлением, и броненосец вогнал свой оснащённый тараном форштевень соплавателю прямо под мидель. Стоит отметить, что «Олег» до этого дважды вылетавший на камни такого случая «упустить» просто не мог и через четверть часа лёг на грунт, прихватив с собой шестнадцать членов экипажа.

Мидель — сечение корабля, расположенное точно по середине перпендикулярно движению.

Броненосец Кремль
Броненосец «Кремль»

Впрочем, «Кремль» и сам отличался суицидальным характером, что и продемонстрировал в мае 1885 года, выполняя свой «Таллиннский переход». В результате шторма, столь сильного, что аналогов, конечно же, не упомнили старожилы, он повредил машину и начал принимать воду.

Было принято решение выброситься на песчаный берег в районе Кунда, где корабль, скажем так, и «утратил плавучесть». Впоследствии он был поднят и восстановлен в Кронштадте, поскольку дальнейшая его служба не отличалась эксцессами, можно предполагать, что он удовлетворил свою тягу к приключениям. 12.10.1905 «Кремль» был выведен из состава флота, а три года спустя сдан на слом.

Оценка проекта первый броненосец

Замечу, что хотя «Первенцы» и считаются первыми российскими серийными броненосцами, фактически они были плавучими батареями, долженствующими поддерживать огнём форты Кронштадта при попытке вероятного супостата прорваться между ними к северной столице.

Низкая по сравнению с броненосцами тех же британцев скорость не позволяла им надеяться на успех в бою в составе линии, таким образом, их артиллерия и тараны могли эффективно работать лишь в узкостях, где противник не мог реализовать своего скоростного преимущества.

Не случайно впоследствии их переклассифицировали в броненосцы береговой обороны, что косвенно подчёркивает их весьма ограниченный спектр применения. В результате приходится признать, что это были не самые удачные корабли, ставшие лишь ступенькой на пути к созданию более совершенных линкоров.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.