«Сдать на права» — в наше время фраза настолько же привычная, насколько и разорительная для некоторых людей. Автошкол сейчас уйма, все они предлагают свои услуги будущим водителям, расхваливая инструкторов, учебные автомобили, гибкие графики обучения вождению и теории, не забывая при этом исправно принимать оплату. Да, при наличии некоторой суммы денег и желания, получить водительское удостоверение сейчас может каждый, правда, качество подготовки несколько страдает, чего уж греха таить… То ли дело в СССР! Учили тогда водителей отлично, но, что ни говори, не бесплатно.
Категории водителей в СССР: как изменялись стандарты
В 60-е гг. XX века Советское правительство сделало неприятное открытие – за прошедшие 5 лет (на момент решения о начале преобразований, то есть ближе к концу десятилетия) смертность в дорожно-транспортных происшествиях выросла аж в 7 раз, кроме того, по сравнению с послевоенным десятилетием буквально взлетело до небес число водителей на дорогах и, соответственно, количество автомобилей в целом. В чем причина таких неприятных показателей (мы о смертности, а не о увеличении количества водителей)? А все просто – стандартны обучения шоферов почти не менялись аж с 1923 года, то есть с тех времен, когда:
- существовало три основных категории водителей, только одна из которых была профессиональной, и только по одной из них готовили действительно на «пять с плюсом»;
- очень большое внимание в процессе обучения уделяли устройству автомобиля и его ремонту (дело нужное, но не в ущерб же вождению);
- водителей-любителей готовили по сокращенной по сравнению с профессионалами программе (то есть не так дотошно, но еще и недолго), в результате чего люди просто не успевали отточить все необходимые навыки.
Осознав и проанализировав все это, власти поняли – нужно срочно что-то менять. И поменяли!
ДОСААФ, армия, заводы и пять категорий
Итак, назрели реформы, и в 1967 году за дело взялись рьяно:
- увеличили сроки обучения;
- в соответствии с Венской конвенцией о дорожном движении в СССР ввели три класса водителей (не то же самое, что классы от 1923 г.), а с 1971 года расширили до 5 (это то же самое, что сейчас категории);
- ввели солидную по Советским меркам плату за обучение.
В первую очередь, подготовкой водителей стали заниматься в ДОСААФ (добровольное общество содействия армии и флоту Советского Союза, действовавшее примерно по такому же принципу, как современные автошколы), предприятия, бесплатно учившие будущих водителей, и армия.
Именно тогда в обществе родилось мнение, что лучших водителей готовят в рядах вооруженных сил, и зачастую так оно и было – военная дисциплина, что тут скажешь.
Кроме того, будущих шоферов стали готовить в УПК (учебно-промышленных комплексах), куда на добровольно-принудительной основе сгоняли школьников, и учили их азам разных рабочих специальностей, в том числе, шоферскому делу. Преимуществом такой системы было то, что по достижению 16 лет школяр уже сдавал все экзамены, правда, права получал на руки только к совершеннолетию. Бесплатно, конечно.
Точно так же бесплатно учили на предприятиях (там иногда даже стипендию платили), но если человек шел учиться самостоятельно, не от какой-то там организации, то вынужден был оплачивать обучение ДОСААФ, причем не так и мало – до начала 80-х стоило обучение на водителя около 80 рублей, потом ценник подрос до 120-130 (в зависимости от региона и республики), а ближе к закату Советского Союза мог доходить до 200 р! Не в месяц, конечно – за весь срок обучения.
Плата оправдана и справедлива – качественное обучение требует много ресурсов, например, ГСМ, ремонт оборудования и пр.
Как и чему учили водителей в Советских автошколах
Это сейчас автосервисы расположились чуть ли не на каждом углу – плати, и пригоняй свою ласточку в ремонт в любое время суток. В Советское время ситуация обстояла иначе – даже при наличии денег отправить в ремонт личную машину было делом трудным, так как сервисов на всех не хватало, а приоритетом пользовались разного рода государственные органы, не имеющие собственных мастерских, и «блатные», то есть местечковая элита. В ряде случаев владельцу железного коня было проще самому заняться мелким ремонтом, чем ехать в сервис, и именно по этой причине в «автошколах» того времени львиную долю курса обучения тратили на освоение:
- устройства автомобиля;
- принципа работы основных узлов;
- того самого мелкого ремонта, ради которого советский гражданин едва ли погнал бы свою ласточку в сервис.
Причем учили всему этому не столько в теории, сколько «в натуре», то есть на настоящих автомобилях, выделенных ДОСААФ специально под эти цели, на реальных двигателях и пр.
В остальном обучение было таким же, как и сейчас – теория, то есть ПДД, вождение с инструктором по площадке и городу. Только вот качество представлялось совершенно иным. Представляете, насколько дотошно ученики в СССР изучали те же Правила дорожного движения, если на экзаменах умудрялись находить ошибки в билетах, и сообщать о них гаишникам?