«Аврора» — в честь кого Николай I назвал фрегат и чем он знаменит?

Мир

Знаете ли вы, что крейсер «Аврора» не первое военное судно в России с таким именем? Впервые название «Аврора» получил 44-пушечный парусный фрегат. Такова давняя флотская традиция. Имена прославившихся кораблей после окончания их срока службы передают новым судам. Военный парусник нёс службу достойно и заслуживает того, чтобы мы с вами помнили и об этой «Авроре».

Имя кораблю выбирал император

Фрегат «Аврора» спущен на воду в 1835 г. в Санкт-Петербурге. Водоизмещение судна около 2000 тонн, длина 160 футов. Калибр пушек 24 фунтов.

Назван корабль был именем древнеримской богини. Вы, возможно, слышали, что Николай I был большим поклонником представительниц прекрасного пола. Выбирая название корабля, он имел в виду не только персонаж из античной мифологии, но и одну из очаровательнейших дам столицы, служившую фрейлиной при дворе, Аврору Карловну Демидову-Карамзину, урождённую баронессу Шернваль фон Валлен. Причём её имя до сих пор носит ещё и улица в Хельсинки.

Аврору Карловну Демидову-Карамзину
Аврора Карловна Демидова-Карамзина

Сражаясь со штормами

В 1853 г., когда отношения Российской империи с Англией и Францией уже балансировали на грани войны, командование поставило «Авроре» задачу заменить фрегат «Паллада» на тихоокеанском побережье страны, поскольку он к тому времени устарел. Для этого предстояло пересечь Атлантический и Тихий океаны.

Вы только вдумайтесь, что означало в те времена подобное путешествие! Из Кронштадта «Аврора» отплыла 21 августа 1853 г. Из-за многодневных штормов у мыса Горн корпус и такелаж парусника получили повреждения. В апреле 1854 г. фрегат подошёл к побережью Перу и бросил якорь в гавани Кальяо.

 Кальяо
Кальяо

Но, представьте себе, там «Аврора» повстречала несколько британских и французских военных кораблей и стремясь избежать преследования с их стороны, экипаж российского фрегата сумел скрытно вывести своё судно из гавани. На воду были спущены шесть вёсельных баркасов.

С их помощью, не поднимая парусов на фрегате, при полном штиле и в тумане судно отбуксировали из гавани. Буквально через несколько дней после отплытия «Авроры» англо-французская эскадра получила приказ, известивший о начале войны и предписывавший атаковать российские суда и разорять побережье России.

Если вы взглянете на глобус, то увидите, что Тихий океан занимает почти половину земного шара. Подумайте, каково было пересечь это огромное водное пространство на повреждённом паруснике, который имел сильный крен и постоянно черпал бортом воду. Из-за опасения быть обнаруженным, фрегат не заходил в пути в какие-либо гавани. К концу плавания две трети команды страдали от цинги.

В. Шиляев - фрегат Аврора
В. Шиляев — фрегат «Аврора»

Героическая оборона Камчатской твердыни

1 июля 1854 г. «Аврора» достигла Камчатки. Со времени выхода из Кронштадта прошло 198 дней. «Аврора» и военный транспорт «Двина» были поставлены на шпринги* у стен Петропавловской крепости, чтобы при появлении противника вести огонь по нему с одного борта.

Артиллерия обоих кораблей с другого борта была переведена в крепость, обороной которой командовал контр-адмирал В. С. Завойко. Через месяц к Петропавловску подошла англо-французская эскадра. Её артиллерийская мощь и живая сила значительно превосходили обороняющихся.

*Шпринг —  это трос, закрепленный за якорь-цепь, другим концом выведенный на корму, для удержания боевого корабля в заданном положении.

Начиная с 18 августа, несколько недель на суше велись бои, и в итоге десанту противника пришлось отступить на свои суда. В этих сражениях участвовали и матросы «Авроры».

Вас может удивить, что по одной из версий британский контр-адмирал Дэвис Прайс, командовавший эскадрой, застрелился, убедившись в невозможности взять крепость штурмом, поскольку не рассчитывал на то, что её укрепления находятся в хорошем состоянии.

«Аврора» - в честь кого Николай I назвал фрегат и чем он знаменит?

Эвакуация гарнизона Петропавловска

Несмотря на успешное отражение нескольких попыток противника взять Петропавловскую крепость, главное командование приняло решение эвакуировать весь её гарнизон из опасений значительных затруднений для его снабжения. После получения 3 марта 1855 г. приказа об эвакуации все оборонительные сооружения крепости были срыты, местным жителям камчадалам было приказано переселиться на север.

Оставлен был лишь небольшой казачий пост. Все остальные погрузились на шесть судов. И эта эскадра во главе с фрегатом «Авророй», отчалила на юг. Для выхода из бухты, ещё покрытой льдом, большими длинными пилами был пропилен канал во льду. Нам с вами можно лишь догадываться, с какими чувствами покидали защитники крепости Камчатку. Они сумели отстоять её в неравных боях с врагами, но вынуждены были сами уничтожить укрепления, чтобы они не достались противнику.

Г.Ф. Морозов «Аврора на камчатке»
Г.Ф. Морозов «Аврора на Камчатке»

8 мая 1855 г. к Камчатке вновь подошла вражеская эскадра. Обнаружив, что Петропавловск уничтожен, а гарнизон его покинул, противник принял решение преследовать россиян. Наличие у англичан кораблей, оснащённых паровыми двигателями, облегчало это задачу.

Обогнув Сахалин с юга, корабли противника догнали эскадру, которая находилась на стоянке у берега. Снявшись с якорей русская эскадра ушла на север, а противник решил дальше её не преследовать. О чём-либо подобном в истории морских сражений вам, скорее всего, не доводилось слышать.

Британцы и французы не знали, что Сахалин является островом, отделённым от материка Татарским проливом. Они принимали его за полуостров и рассчитывали, что русские корабли заперты в заливе.

То, что Сахалин это остров, было незадолго до войны установлено капитаном Невельским, проходившим службу на фрегате «Аврора». И это было большим секретом русских, который позволил их кораблям укрыться от преследовавшего противника в широком судоходном устье Амура. С участием гражданского населения, эвакуированного из Петропавловской крепости, на левом берегу реки моряки заложили новый город Николаевск-на-Амуре.

И. Айвазовский - фрегат Аврора
И. Айвазовский «Фрегат Аврора»

Трудный путь в родную гавань

После заключения мирного договора «Авроре» было приказано возвратиться в Кронштадт, и 9 октября 1956 г. фрегат вышел из Николаевска. Плавание оказалось таким же тяжёлым, как и злоключения у мыса Горн.

С первых же дней судно преследовали бурные шторма, что привело к серьёзным повреждениям рангоута. Корабль кренился порой до 40 градусов. Пришлось надолго задержаться для большого ремонта в Сингапуре, принадлежавшем тогда Британской империи. Затем, «Аврора» пересекла Индийский океан и обошла южную часть Африки, побывав на острове Св. Елены.

В Кронштадт она вернулась 1 июня 1857 г., проведя в походе более 3 лет и 9 месяцев. Это стало последним плаванием российского военного судна вокруг света под парусами. Вы наверняка знаете, что в те годы корабли стали оснащаться паровыми машинами. Закончил службу фрегат «Аврора» 8 апреля 1861 г.

Пишите комментарии, возможно вам есть, что дополнить. Буду рад вашей подписке и если поставите лайк

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.