Андрей Боголюбский — первый «собиратель земель русских», павший жертвой своего могущества

Мир

Фигура великого князя владимирского Андрея Боголюбского противоречива. Одни исследователи считают его добрейшей души человеком, новатором и благодетелем земли русской, другие склоняются к тому, что правитель этот отличался звероподобной жестокостью, склонностью к кровавым методам решения даже самых мелких вопросов, а также фанатичной тягой к высшей государственной власти. Часть этих убеждений правда, часть вымысел, но можно сказать совершенно точно – Андрей Юрьевич во многом опередил свое время, создав задатки самодержавной власти в России в будущем, из-за чего и сложил голову от мечей заговорщиков!

Истоки усобиц

Одна из главных проблем Домонгольской Руси – междоусобицы, которые вспыхнули после убийства князя Святослава Игоревича в 972 году, и с короткими перерывами длились до самой первой половины XIII века, то есть до прихода монголо-татарских завоевателей. Причина этих братоубийственных войн одна – борьба за власть между законными наследниками престола. В начале XII столетия ситуацию смог взять под контроль Владимир Мономах, но после его кончины противоречия начали снова распаляться, а уж когда сын его, Мстислав Великий, закрыл глаза в 1132 году, так Русь опять утонула в крови.

Андрей Боголюбский, будучи сыном Юрия Долгорукого, одного из главных претендентов на великокняжеский престол, который пока еще находился в потерявшем свое экономическое и политическое значение Киеве, всецело поддерживал отца, участвовал в его сражениях, сполна узнав, что такое:

  • война;
  • политические противоречия;
  • бояре-предатели, подкупленные двоюродными, а то и родными братьями.

С 1153 до 1157 года воцарилось относительное спокойствие (междоусобицы никуда не делись, но после вступления Долгорукого в Киев все-таки немного стихли, а после получения великокняжеского престола Боголюбским запросто могли разгореться с новой силой). Иными словами, Андрей Юрьевич в 1157 г. Русь получил в нестабильном состоянии, утопленную в крови, раздираемую противоречиями. И с этим нужно было что-то делать!

Игорь Куликов «Великий князь Андрей Боголюбский»
Игорь Куликов «Великий князь Андрей Боголюбский»

Централизация и расправы

Первым делом Боголюбский перенес столицу Руси во Владимир. Он и до кончины Долгорукого большую часть времени именно там и проводил, теперь же в Киеве, разбитом междоусобицами с поредевшим населением, делать было совершенно нечего. Следующий его шаг – изгнание всех потенциально опасных «элементов», в том числе:

  • мачехи, точившей на него зуб уже не первый год;
  • сводных и родных братьев (не всех);
  • часть бояр, которые не поддержали его при вступлении на престол.

В течение 60-х годов князь, говоря современным языком, проводил «чистки». Нет, это нельзя назвать репрессиями наподобие сталинских, отнюдь – Боголюбский никого и никогда открыто не объявлял врагами, он действовал иначе – лишал боярство привилегий, отдавая их полномочия самому себе, а также возвышал церковь.

Тут, правда, была еще одна проблема – дело в том, что русская православная церковь в те годы почти полностью зависела от Константинополя, центра православного мира. Решил он действовать по византийскому образцу, то есть сделать самого себя лицом, решавшим сложные церковные вопросы. Собственно, почему образец этот «византийский»? Ответ есть у историка Владислава Цыпина, по совместительству протоиерея. Он пишет, что:

«В византийском церковном и государственно-правовом сознании император, василевс, мыслился как хранитель догматов и христианского благочестия. Как верховный защитник Православия, а значит, и как самодержец (автократор) всех православных народов».
В. А. Карачёв «Андрей Боголюбский» / Из книги Е.В. Анисимова «Древняя Русь. Рюриковичи»
В. А. Карачёв «Андрей Боголюбский» / Из книги Е.В. Анисимова «Древняя Русь. Рюриковичи»

Андрей поступил креативно – нарастил присутствие русской православной церкви во Владимиро-Суздальском княжестве, в «должности» местных церковных иерархов поставил русских священнослужителей, чем отсек Византию от возможности напрямую контролировать зарождавшуюся в то время РПЦ, следовательно, лишил могущественного соседа оказывать хоть сколь-нибудь сильное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Руси как таковой.

Собственно, причем тут междоусобицы – церковь обладала авторитетом огромным, а Боголюбский, который фактически поставил себя во главе русского православия, заимел среди бояр и младших представителей княжеского рода уважение беспримерное на тот момент. Ни о каких серьезных усобицах речи не шло (не считая мелких столкновений местечковых князей, которых Андрей потом с задором сажал на кол), напротив, каждый старался забраться под княжеское покровительство. Не стоит забывать и про «чистки». Постепенно он убирал с глаз долой все бывшее окружение Юрия Долгорукого из числа бояр, чем отсрочил заговор, в результате которого и погиб.

Юлия Школьник «Убийство Андрея Боголюбского» / Из книги «История России. Полная энциклопедия»
Юлия Школьник «Убийство Андрея Боголюбского» / Из книги «История России. Полная энциклопедия»

Однако, не всем понравилась проводимая Боголюбским политика централизации Руси. И бояре, и князья «младших порядков» понимали, что это лишает их реальной власти, отнимает могущество, закрывает источники обогащения. Привело все это к тому, что 29 июня 1174 года группа заговорщиков (около 20 человек) изрубила князя мечами в его резиденции Боголюбово близ Владимира.

Интересно! Как показала судмедэкспертиза останков Андрея, проведенная уже в XXI веке, умер он от обильного кровотечения, причем, удары наносились преимущественно по левой стороне тела и, неожиданно, всего двумя людьми. Видимо, остальные заговорщики, как говорится, «стояли на стреме»!

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.