Алёна Арзамасская — за что сожгли монахиню-«амазонку»» из войска Разина?

Война

«Русская Жанна Д’Арк», еретичка, святая женщина, ведьма, воительница-героиня и подлая воровка. Как ни странно, но все эти противоречивые определения относятся к одной личности, которая и сегодня продолжает вызывать жгучий интерес.

Алёна Арзамасская. Она была соратницей Степана Разина, влиятельнейшей женщиной среди повстанцев. С ней нельзя было обойтись как с нежной персидской княжной, которую Разин, если верить знаменитой песне, бросил за борт. Алёна, женщина с крутым нравом и «железным» характером, среди суровых казаков и крестьян чувствовала себя равной среди равных. Что же известно об этой женщине? И почему её так часто сравнивают с французской героиней, сожжённой на костре?

Поиски спасения

О жизни Алёны Арзамасской известно очень мало, но мы попробуем собрать факты по крупицам и узнать её историю. Судя по всему, родилась она в первой половине XVII столетия в одном из казачьих сёл под Арзамасом (отсюда и её прозвище Арзамасская). Семья Алёны жила бедно, а потому, когда к хорошенькой девушке посватался пожилой крестьянин, родители дали согласие. Жизнь с нелюбимым постылым мужем оказалась недолгой – вскоре супруг умер, а Алёна оказалась в ещё более бедственном положении, нежели до замужества.

Портрет Алёны Арзамасской
Портрет Алёны Арзамасской

Средств к существованию не было, и выбор у вдовы был невелик: либо смерть от голода, либо поиски нового мужа, который мог оказаться ещё более отвратительным, нежели первый супруг. Кстати, уже тогда девятнадцатилетняя Алёна столкнулась с домогательствами одного из местных помещиков. Снова идти замуж она не собиралась, становиться любовницей старого ухажёра – тем более, да и умирать в цвете лет не хотелось. Находчивая женщина сумела найти наилучший выход из сложившейся ситуации – она приняла постриг в Николаевском монастыре, находившемся недалеко от её родного села.

Мудрая «старица»

В монастыре Алёна быстро обучилась грамоте. Она стала хорошо читать и писать, изучала свойства различных трав. Местные жители даже прозвали её «старицей Алёной», поскольку женщина не раз помогала им справиться с хворями. Известно, что Арзамасская умела бороться даже с гнойными ранами с помощью открытого ею «волшебного» вещества. Вероятно, это был пенициллин, о котором в Европе впервые заговорят лишь спустя три века.

В монастыре Алёна чувствовала себя нужной и ей, несомненно, это льстило, однако не таков был характер этой женщины, чтобы долго оставаться на одном месте. Её натура требовала действия, и вскоре «старица» поняла, к чему влечёт её душу. Как раз тогда, в 1669 году, началось восстание Степана Разина. Предводитель взбунтовавшихся казаков и крестьян заявлял: он – враг властям, а с бедным, простым человеком готов поделиться всем, что имеет. Атмосфера братства и единства, царившая в армии Разина, влекла Алёну.

Борис Берестов «Монахиня Алена Арзамасская, соратница Степана Разина» / art-spb.ru
Борис Берестов «Монахиня Алена Арзамасская, соратница Степана Разина» / art-spb.ru

Воин Алёна

Однажды она поняла – нет смысла больше сидеть в монастыре и бездействовать, пора идти по своему пути. Алёна украла мужской наряд, в который тайком переоделась, а затем покинула монастырь – как оказалось, навсегда. Арзамасская примкнула к войску Разина, и если кто-то поначалу и потешался над «боевой бабой», да ещё и беглой монахиней, то со временем о шуточках над Алёной позабыли.

Эта решительная женщина собрала отряд, в который входило около полусотни воинов. С ним она направилась к городу Темникову, причём по дороге объединилась с войском Фёдора Сидорова. Во главе многочисленных отрядов повстанцев Алёна двинулась к Шацку, а вскоре осадила Темников. Город пал, и на протяжении двух месяцев им управляла отважная казачка-монахиня.

И.С. Илюшкин «Алёна Арзамасская» (копия с рисунка Кирюкова) / Темниковский музей им. Ф.Ф. Ушакова
И.С. Илюшкин «Алёна Арзамасская» (копия с рисунка Кирюкова) / Темниковский музей им. Ф.Ф. Ушакова

Однако в конце ноября 1670 года к Темникову двинулись царские войска под командованием Юрия Долгорукова. Понимая, что перевес на стороне противника, Алёна до последнего продолжала сражаться. Укрывшись в стенах церкви, она продолжала стрелять по солдатам Долгорукого, убив восьмерых из них. Когда же стрелы закончились, Арзамасская бросилась к алтарю и простёрла к нему руки. Именно там её и взяли в плен воины боярина. Как писал Иоганн Фриш:

«Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук».

Неслучайно Алёну Арзамасскую часто сравнивают с французской героиней Жанной Д’Арк. После ареста она была осуждена как еретичка и колдунья, после чего приговорена к смерти. Казнь была поистине жуткой. Алёна была сожжена заживо в деревянном срубе, сооружённом специально для расправы над этой женщиной, пошедшей против общественных и религиозных правил. Как писали современники Алёны, в последние мгновения своей жизни она продемонстрировала ту же стойкость, которая не раз вызывала восхищение соратников перед боем. Перекрестившись, она сама смело шагнула в горящий сруб, захлопнув за собой дверь. Даже в смерти она осталась абсолютной победительницей.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.