Алексей Маресьев — советский лётчик, который летал и воевал без ног

Война

События Великой Отечественной войны стали основой для многих художественных произведений, получивших всесоюзную известность. Но, пожалуй, одним из самых знаменитых творений стала “Повесть о настоящем человеке” Бориса Полевого. Её сюжет не был придуман автором — его подсказала сама жизнь. Прототипом главного героя стал Алексей Маресьев, советский лётчик, самолёт которого был подбит в 1942 году немцами. Тяжело раненый, он сумел пробраться до линии фронта, но даже лишившись ног, Алексей Петрович продолжал воевать. Каким же был “настоящий человек” Маресьев?

Лётчик по призванию

Алексей Маресьев родился в 1916 году в Саратовской губернии. В раннем возрасте мальчик потерял отца — тот умер от ранений, полученных на войне. А вскоре семью ожидало новое потрясение. Маленький Алёша заболел малярией. Спасти жизнь ребёнку врачи сумели, однако его здоровье было подорвано, что привело к заболеванию ревматизмом.

Едва ли не с первых лет жизни Алексей был влюблён в небо и мечтал стать лётчиком. Закончив школу, он несколько раз пытался поступить в лётное училище, однако получал отказ по причине слабого здоровья. Однако отступаться от своей мечты Маресьев не собирался. Работая токарем, он поступил на заочное отделение рабочего факультета Московского авиационного института.

Алексей Маресьев, верхний ряд 4 справа
Алексей Маресьев, верхний ряд 4 справа

Роковой вылет

Когда Алексею исполнился 21 год, он был призван на срочную службу. Именно в армии он наконец достиг своей цели — его направили в школу военных пилотов в Чите. Когда началась Великая Отечественная война, Маресьев был уже опытным авиатехником и лётчиком.

Его первый боевой вылет состоялся в августе 1941 года. Через 8 месяцев, в апреле 1942 года, произошёл тот самый роковой случай, который прославил Алексея Петровича. Во время воздушного боя самолёт Маресьева был подбит. Сумев дотянуть авиаборт до линии фронта, лётчик не смог предотвратить его падения. Самолёт упал с 30-метровой высоты в лесу неподалёку от деревни Рабежа.

Летчик 63-го Гвардейского истребительного авиаполка Алексей Маресьев у своего истребителя Ла-5Ф, 1943 год
Летчик 63-го Гвардейского истребительного авиаполка Алексей Маресьев у своего истребителя Ла-5Ф, 1943 год

Придя в себя, Маресьев попытался встать, однако почувствовал адскую боль — обе ступни были сломаны. Однако отважный лётчик не собирался сдаваться. Он собрал все силы и двинулся вперёд. Уже на следующий день Алексей понял, что придётся ползти — ноги сильно распухли, и даже переваливаться на них было невозможно. Маресьев питался кореньями, шишками и мхом, пил талый снег.

Через заснеженный лес лётчик пробирался 18 суток. Согласитесь, страшно даже представить, какие испытания пришлось вынести человеку. Кроме того, Маресьев был ранен, а значит, не знал, сумеет ли вообще продержаться, выжить до того, как выйдет к своим. Как признавался лётчик, однажды он даже поймал ящерицу, но съесть её не смог — всё-таки отвращение было сильнее голода. Алексей Петрович рассказывал:

“Смочу ладонь, приложу к кучке муравейника, насекомые на нее налипнут, я их слизываю и ем”.

Госпиталь и возвращение

Ориентируясь по солнцу, лётчик сумел выбраться к ближайшему поселению. Там его нашли люди, которые и помогли доставить раненого в московский госпиталь. Вывод врачей был неутешительным. У Алексея были выявлены множественные переломы ног, обморожение, начавшаяся гангрена. Никаких вариантов, кроме ампутации, уже не оставалось. Потеряв ноги, Маресьев не был сломлен. Уже в июле 1943 года он вернулся на фронт.

Ещё в госпитале Маресьев тренировался управлять установленными протезами. В дальнейшем он уже в лётной школе совершал пробные вылеты. Вот только на фронте к Алексею Петровичу относились снисходительно, считая, что инвалида не стоит отправлять на боевые задания. Заметив, как огорчён этим лётчик, его взял с собой командир эскадрильи Александр Михайлович Числов. Уже после первых боевых вылетов Маресьев сумел восстановить репутацию умелого пилота.

Алексей Маресьев в госпитале
Алексей Маресьев в госпитале

В августе 1943 года Маресьев спас жизни двум советским лётчикам и сбил два вражеских самолёта. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. Как признавался сам Алексей Петрович:

“Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком… У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья”.
Алексей Петрович Маресьев в кабине самолёта, 1947 год
Алексей Петрович Маресьев в кабине самолёта, 1947 год

Алексей Маресьев совершил 86 боевых вылетов, уничтожив десяток вражеских самолётов. Он стал примером стойкости и силы духа советского воина. Уже в последние годы войны герой стал инструктором-лётчиком в управлении вузов ВВС. В послевоенное время он продолжил службу, дойдя до звания полковника. Как говорил Алексей Петрович, у “настоящего человека” должно быть пять качеств:

“Сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать”.

Этот “рецепт” от Маресьева никогда не потеряет актуальности.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.