Александр Покрышкин — тот, кто совершил 650 боевых вылетов и уничтожил 59 немецких боевых машин

Война

Когда нескладный подросток пришёл в школьный авиамодельный кружок и рассказал о том, как ему нравятся самолёты, руководитель группы снисходительно улыбнулся — многие мальчишки мечтали о полётах. Но он вряд ли мог представить, что этот самый скромный мальчик, желающий создать модели авиасудов — будущий легендарный лётчик, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Во время Великой Отечественной войны немецкие пилоты, увидев самолёт советского аса, с нескрываемым ужасом передавали другим, что в небо вышел “тот самый Покрышкин”. Каким же был путь знаменитого героя?

Командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии гвардии полковник Александр Покрышкин на аэродроме, 1945 год / Фотограф Борис Мясников / waralbum.ru
Командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии гвардии полковник Александр Покрышкин на аэродроме, 1945 год / Фотограф Борис Мясников / waralbum.ru

Мечта о полётах

В 1913 году в семье фабричного рабочего Ивана Покрышкина произошло пополнение — родился сын, которого решили назвать Александром. Семья жила в городе Ново-Николаевск (сегодня это Новосибирск), который в ту пору начинал стремительно развиваться.

Маленький Саша был скромным и непритязательным мальчиком — скромные доходы семьи не позволяли жить “на широкую ногу” и покупать много игрушек. Впрочем, юный Покрышкин мало интересовался солдатиками или машинками. С двенадцати лет он страстно увлёкся авиацией. Узнав о лётчике-испытателе Валерии Чкалове, Александр мечтал когда-нибудь стать таким же великим человеком.

Однако суровая реальность заставила вернуться на землю. Поссорившись с отцом, Покрышкин-младший в 1930 году ушёл из дома и поступил в техническое училище, где получил специальность слесаря. А через некоторое время он уже с отличием окончил институт сельскохозяйственного машиностроения, который посещал после работы.

Летчик-истребитель Александр Покрышкин на фоне самолета МиГ-3, 1942 год / Фотограф Марк Редькин / waralbum.ru
Летчик-истребитель Александр Покрышкин на фоне самолета МиГ-3, 1942 год / Фотограф Марк Редькин / waralbum.ru

И техник, и лётчик

Жизнь Александра Ивановича круто изменилась в 1932 году, когда он отправился добровольцем в Красную Армию. Молодой человек понял: вот она, возможность прикоснуться к настоящему авиационному делу и, быть может, даже подняться в небо. Он стал курсантом 3-й Пермской авиационной школы, но, как оказалось, здесь учили не будущих лётчиков, а техников. Но именно знания, полученные в ту пору, помогли Покрышкину научиться прекрасно разбираться в устройстве самолётов, что очень ценно для пилота.

За три года до начала Великой Отечественной войны Покрышкин наконец был отправлен на обучение в Качинскую лётную школу, которую окончил с красным дипломом. Ему даже предлагали остаться в стенах школы в качестве преподавателя, но Покрышкин отказался — его влекло небо.

Герой Советского Союза Александр Покрышкин пишет рапорт на крыле истребителя Р-39 «Аэрокобра», 1944 год / waralbum.ru
Герой Советского Союза Александр Покрышкин пишет рапорт на крыле истребителя Р-39 «Аэрокобра», 1944 год / waralbum.ru

В полной мере раскрыть свои таланты Александр Иванович сумел с началом войны. Уже в первые дни он сбил несколько вражеских самолётов. Через много лет лётчик говорил, что в ту пору было ясно: небо было практически беззащитно перед атакой немецких самолётов. Отражать атаку противника удавалось лишь благодаря патриотизму и бесконечному мужеству советских лётчиков. Впрочем, происходили с Покрышкиным и неприятные недоразумения. Он признавался, что на всю жизнь запомнил, как по случайности сбил советский Су-2, приняв его за немецкий самолёт:

“Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…”

Особенный “стиль”

Уже к 1942 году Покрышкин, появившийся в небе, вызывал настоящую панику среди немецких пилотов. Он нещадно крушил противника, причём практически каждая атака лётчика завершалась успехом. Александр Иванович занимался получением разведданных, производил штурм наземных войск немцев. В 1943 году уже стал заметен “фирменный стиль” Покрышкина. Лётчик-истребитель провёл тщательный анализ прежних боёв, после чего стал внимательно патрулировать воздушное пространство. Его главной целью становился ведущий самолёт. Ликвидировав его, Александр Иванович продолжал наносить удары по оставшейся эскадрилье, которая в значительной мере теряла свою боеспособность.

Летчики-истребители 16-го ГИАП гвардии майоры Александр Покрышкин и Дмитрий Глинка, 29 января 1944 года / Фотограф Михаил Бернштейн / waralbum.ru
Летчики-истребители 16-го ГИАП гвардии майоры Александр Покрышкин и Дмитрий Глинка, 29 января 1944 года / Фотограф Михаил Бернштейн / waralbum.ru

Во время битвы за Кубань Покрышкин поднимался в воздух уже вместе со своими учениками — юными лётчиками, которые перенимали бесценный опыт своего наставника. В это время Александр Иванович сбил более двадцати немецких самолётов. Прославленный лётчик прошёл долгий военный путь, с первого до последнего дня оставаясь в строю. Его успехи были поразительными. Он совершил 650 боевых вылетов, уничтожив почти сотню вражеских самолётов и 59 немецких боевых машин. Война для него завершилась 24 июня 1945 года, когда славный лётчик прошёл во главе колонны 1-го Украинского фронта на Параде Победы.

Трижды Герой Советского Союза, человек-легенда, один из самых знаменитых лётчиков, Александр Покрышкин благодаря собственным целеустремлённости и таланту сумел воплотить в жизнь давнюю детскую мечту. Полёты были его истинным призванием, которое раскрылось в страшное военное время и помогло приблизить долгожданную победу. Недаром Александра Ивановича в иностранных изданиях называли “Ястребом небес”. Он был не только “крылатым” виртуозом, но и истинным воином-защитником своей Родины.

Оцените статью
Мир Истории [WOH]
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.