Т-37А – первый плавающий танк СССР

Война

Во второй половине 20-х – начале 30-х СССР обзавёлся танкетками собственного производства, их эксплуатация продемонстрировала необходимость башенного расположения вооружения, кроме того, был сделан вывод о том, что они должны самостоятельно преодолевать водные преграды. Это стало причиной разработки первого отечественного плавающего танка Т-37А, о котором мы расскажем в данной статье.

Создание первого плавающего танка СССР

Нередко можно встретить в сети информацию о том, что сия «коробочка» была копией британского A4E11, действительно, советские танкостроители в 32-м ознакомились с этой машиной, но хочу обратить ваше внимание на то, что к тому времени в Союзе уже не первый год разрабатывались собственные проекты плавающих танков.

Т-37А – первый плавающий танк СССР

Таким образом, в Т-37А воплотились наработки как отечественных, так и иностранных танкостроителей. В 33-м он был впервые воплощён в металле и в том же году после положенной программы испытаний начались его поставки в войска.

Плавающий танк Т-37А

Компоновка

Поскольку танк должен был преодолевать водные преграды, то корпус должен был отвечать хотя бы минимальным требованиям гидродинамики. Поэтому бронелисты имели оптимизированные для этого углы наклона, они наваривались на каркас из подкладных уголков, а смещённая вправо башня монтировалась на расположенную в центральной части корпуса надстройку, она имела круговой сектор вращения и поворачивалась вручную.

Слева находилось место мехвода, экипаж занимал свои места благодаря люкам в верхней части надстройки и башни. Двигатель, работавший на гусеницы и в воде на винт левого хода, располагался в задней части корпуса, кроме того, машина комплектовалась водоотливной помпой и парой поплавков.

Т-37А плывёт
Т-37А на воде

Т-37А имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 3,73/1,94/1,84 м.
  • Масса — 3,2 т.
  • Бронирование — вертикальное — 8-10мм; горизонтальное: 4-6 мм.
  • Двигатель -1×40 л. с.
  • Скорость — 40 км/ч, на воде до 6.
  • Запас хода: 225 км.
  • Вооружение — 1×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 2 человека.

Всего до 1936 года было изготовлено — 2566 машин.

Основные модификации

Поскольку танк имел очень узкий спектр применения и своими боевыми возможностями, прямо сказать, не впечатлял, его авторы не раз пытались повысить хотя бы некоторые из них или даже создать на его базе специализированные машины. Так были разработаны следующие варианты:

  • БХМ-4 – огнемётный танк и постановщик дымзавес.
  • Т-37РТ – радийный танк-разведчик.
  • Т-37АД – дизельный.
  • СУ-37 – самоходка, оснащённая танкобойной «сорокапяткой».

Существовал и десантный вариант, который транспортировался бомбером ТБ-3 или сбрасывался с него в водоёмы – поскольку при этом было потеряно три «коробочки» эксперимент был сочтён бесперспективным.

Подводя итоги творческого поиска должен отметить, что достаточно широкое распространение получили только первые две модификации, остальные варианты не пошли, главным образом, из-за слабости шасси.

Сброс в воду плавающего танка Т-37А
Сброс в воду плавающего танка Т-37А

 

Боевое применение Т-37А

Дебют Т-37А состоялся на Халхин-Голе, где он использовался в качестве простого пехотного танка, при этом убогое бронирование стало причиной тяжёлых потерь. Столь же отвратно показал он себя и в Польше, в основном по тем же причинам.

На финском ТВД лучше подходившем для его эксплуатации, «тридцать седьмой» хотя и не произвёл фурора, при отсутствии у противника серьёзных противотанковых средств мог эффективно применяться по назначению.

Захваченный Финнами Т-37А
Захваченный финнами Т-37А

На начало ВОВ в частях РККА всё ещё наличествовало свыше двух тысяч этих машин, большая часть из них была потеряна в первые же недели вторжения. Как результат, можно по пальцам пересчитать операции, в которых они принимали заметное участие:

Бои в районе знаменитого «невского пятачка» в 42-м, где эти танки содействовали установлению плацдарма на «немецком» берегу. К сожалению, в итоге операция была провалена, что стало причиной потерь двадцати трёх участвовавших в ней «коробочек».

Форсирование Свири в 44-м – благодаря лучшей подготовке операция прошла успешно, фактически став «лебединой песней» «тридцать седьмых».

Также известны случаи успешного применения Т-37А в боях местного значения, однако в большинстве своём они служили в учебных частях и сразу же после войны пошли в металлолом.

Т-37А превью

Зарубежные операторы

Одна машина в первой половине 30-х была поставлена в Турцию для ознакомления, однако Анкара не продемонстрировала интереса к приобретению лицензии.

Около трёх десятков было захвачено финнами, одна из этих «коробочек» была переправлена в Швецию, где и находится до сих пор, остальные были списаны за год до выхода Финляндии из ВОВ. Кроме того, трофейные машины эпизодически использовались другими странами «Оси».

Подбитый Т-37А
Подбитый Т-37А

Оценка Т-37А

Основываясь на вышеприведённых фактах, полагаю, будет правильным сделать вывод о том, что все неудачи были обусловлены, прежде всего, непрофильным применением танка имевшего весьма узкую специализацию.

Косвенно мою точку зрения подтверждают успешные операции в его исполнении, связанные с форсированием водных преград. А вообще для своего времени и в своём классе «тридцать седьмой» был вполне эффективной машиной и лишь возросшие технические требования и общий негативный ход начала ВОВ не позволил ему полностью раскрыть свой потенциал.

Оцените статью
Мир Истории
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.